Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ УУД
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Андрюнкина А.К.,
учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №5» г.Рязани
2018 г.
Управление образования и
молодежной политики
администрации города Рязани
МБУ «Центр мониторинга и сопровождения образования»
Августовская педагогическая конференция
Слайд 2УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Слайд 4ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ УУД
Слайд 6ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
Слайд 7ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
Задание 1.
(3 класс, тема «Непроизносимый согласный»)
- Найди
слово с ошибкой:
1)счастливый 2) доблесный 3)прекрасный 4)яростный.
Запиши это слово вместе
с проверочным.
Слайд 8ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
Задание 2.
(1 класс)
Таня и Саша хотят узнать,
хорошо ли они выполняют свои домашние задания. За свои работы
в классе они получают по два лепестка: лепесток тюльпана за правильность, лепесток ромашки за аккуратность.
Слайд 9ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
Задание 2.
Таня за свою работу получила такие
лепестки:
«Правильно», «Неаккуратно».
Слайд 10ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
Задание 2.
-Рассмотри рисунок работы Саши. Какие лепестки
получит Саша?
Слайд 11ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
Задание 3.
( 4 класс, «Собери пословицу»)
Работа в
группах.
На карточке приведены пословицы, в которых перепутаны части: первая часть
от одной пословицы, вторая – от другой. Необходимо «собрать» пословицы, объединив первую и вторую части. Объясните значение пословиц.
Слайд 12ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
Задание 3.
Карточка
Слайд 13ВИДЫ ЗАДАНИЙ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД:
– «преднамеренные ошибки»;
– поиск информации
в предложенных источниках;
– взаимоконтроль;
– взаимный диктант;
– заучивание материала наизусть в
классе;
– контрольный опрос на определенную проблему .
Слайд 16ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
Задание 4.
(2 класс, тема «Состав слова. Корень»)
Зацвёл орешник
Не ищите первые весенние цветы на земле. Они расцветают
на ветвях орешника.
Жёлтые хвостики висят на ветках. Это котики. Рядом есть другие цветы – пупышки с розовыми язычками. Это рыльца. Они ловят пыльцу цветущего орешника.
Отцветёт орешник. Отвалятся котики. Засохнут лепестки пупышек. Но каждый цветок станет орехом.
(По В.Бианки)
Найдите в тексте однокоренные слова. Выпишите их, выделяя общий корень.
Слайд 17ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
Задание 5.
- Прочитай транскрипции. Запиши слова данного
задания буквами.
[шм’эл’], [з’эл’й’э], [радасный’], [нош], [в’й’уга].
Слайд 18ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
Задание 6.
(3 класс, тема «Значение суффиксов»)
Разделите слова
на 3 группы, исходя из значения суффикса. Объясни значение суффикса
-ИСТ-.
Медалист, лесистый, голосистый, волокнистый, золотистый, хоккеист, серебристый, холмистая.
Слайд 19ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
Задание 7.
(2 класс, первый урок по теме
«Имена собственные»)
машина, самолет, Маша, Жучка, лопата, Мурка, Москва
Ответьте на вопросы:
1.
Можно ли эти слова объединить в две группы?
2. Если можно, то по какому принципу?
3. Одни слова пишутся с большой буквы, а другие с маленькой. Почему?
3. К какой категории можно отнести слова, которые написаны с большой буквы
а) имена; б) названия городов, рек; в) клички животных?
4. На какие вопросы отвечают все эти слова? Какими частями речи они являются?
Слайд 20ВИДЫ ЗАДАНИЙ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД:
– «сравни»;
– найди отличия (можно
задать их количество);
– «на что похоже?»;
– поиск лишнего;
– лабиринты;
– составление схем-опор;
– работа с разного вида таблицами;
– работа со словарями;
– диспут;
– упорядочивание;
– «цепочки»;
– хитроумные решения;
–составление и распознавание схем, кластеров.
Слайд 22ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
Задание 8.
(Работа в группах)
Викторина
-Объясните, чем отличаются:
– часовая
стрелка от железнодорожной;
– городской парк от трамвайного;
– холодное молоко от
холодного взгляда;
– огонь в печи от огня артиллерийского;
– натянутые провода от натянутых отношений.
Слайд 23ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
Задание 9.
– Напиши письмо другу.
Приступая к написанию
письма, обдумайте его содержание: определите, кому вы будете писать письмо,
какие отношения связывают вас с этим человеком – дружеские, официальные, родственные. Вспомните этикет письменных сообщений, задумайтесь о содержании, моральной стороне письма.
Слайд 24ВИДЫ ЗАДАНИЙ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УУД:
– работай в паре; в
группе;
– составь задание партнеру;
– представь себя в роли учителя и
составь задание для класса;
– составь рассказ от имени героя;
– составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);
– отзыв на работу товарища;
– групповая работа по составлению кроссворда, синквейна, кластера;
– отгадай, о ком говорим;
– подготовь рассказ;
– опиши устно;
– объясни.
Слайд 26ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
Задание 10.
(4 класс, сочинение «Моё мнение…»)
Волшебство
Стоит в
поле Колосок. Тяжелая у него судьба: ветер его к земле
гнёт, солнце сверху припекает, дожди только на время приносят облегчение. Но не ропщет Колосок, а тихо перешептывается со своими братьями колосками, только и слышно по полю: «Ш…ш…шшш..шу..шу..шу…»
Но вот пришла пора убирать урожай. Комбайны безжалостно срезают колоски: зерна в одну сторону, плевелы – в другую. Грузят зерно в машины и увозят. Вот и всё, был Колосок, и не стало его. Нет, он не умер, а переродился. Измололи зерно в муку, испекли хлеб. «Волшебство», - скажет кто-то. Нет, не волшебство, а тяжелый, но радостный и благодатный труд тысяч и тысяч людей на нашей земле для того, чтобы каждое утро на столе у нас с вами был свежий и душистый хлеб.
Прочитайте текст, подумайте над главной мыслью и выскажите собственное мнение о прочитанном.
Слайд 27ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
Задание 11.
Игра «Знаешь ли ты пословицы?»
-Ответь пословицами:
1.
Написали об одном “двоечнике” заметку в стенгазету. Узнал он об
этом, прибежал к члену редколлегии, своему другу, и просит не помещать заметку. Что на это ответил друг? (“Дружба дружбой, а служба службой”).
2. Игорь был груб с друзьями, часто подводил их. Однажды он пожаловался брату, что его обижают, не хотят с ним дружить. Какие пословицы напомнил ему брат? (“Каков привет, таков и ответ”, “Как аукнется, так и откликнется”).
3. Несколько дней Лида не выполняла домашнее задание, не готовила уроков и наконец получила “2”. “Это случайно!” — оправдывалась она. Какой пословицей ей ответили ребята? (“Что посеешь, то и пожнёшь”).
4. Послали ребята одного товарища к реке котелок воды принести. Ждут не дождутся, уж и костёр гаснуть стал. Наконец товарищ вернулся. Какими словами его встретили рассерженные друзья? (“Тебя только за смертью посылать”).
5. Расхвастался Олег, что ему ничего не стоит обыграть товарища в шахматы. Какой пословицей ответил ему, ухмыльнувшись товарищ? (“Не говори “гоп”, пока не перепрыгнешь”).
Слайд 28ВИДЫ ЗАДАНИЙ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫХ УУД:
–участие в проектах;
–подведение итогов урока;
–зрительное,
моторное, вербальное восприятие музыки;
–мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
–самооценка события, происшествия;
–дневники
достижений;
-любые творческие задания.
Слайд 30ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУПП
«Деформированный текст»
загрустила природа выплыла из-за леса сонце но
вот набежала тучя и закрыла всё небо повеселела лесная паляна
капельки расы заиграли в каждом цветке
Спишите предложения в правильной последовательности, исправляя ошибки.