Слайд 1 Педагогическая диагностика
в работе учителя начальной школы
МБОУ лицей
имени В.Г.Сизова
Учитель: Тимашкова В.В.
Слайд 2Формирование основ учиться и способности к организации своей деятельности –
умения принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,
планировать свою деятельность,
осуществлять её контроль и оценку,
взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе
Слайд 3Предмет итоговой оценки
выпускников начальной школы
Предметные
↘
результаты
Метапредметные ↗
↓
основа умения учиться
Слайд 4овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и
поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов
Слайд 5
Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий,
которые позволяют:
– определить особенности усвоения учащимися предметных знаний,
умений и навыков;
– выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
– установить уровень овладения учебной деятельностью;
– оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
Сформированность
учебной деятельности школьников
предполагает самостоятельную постановку учебных задач, сопоставление разных способов осуществления учебных действий и выбор наиболее адекватного из них, владение разными видами самоконтроля
Слайд 7Значение педагогической диагностики
позволяет учителю:
выяснить, как у учеников класса идет формирование
учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными ее компонентами, в
том числе проследить и за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки;
выявить способы работы, которыми овладели ученики;
пронаблюдать за результатами выполнения специальных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся;
Обратить внимание на результаты выполнения специальных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся.
Слайд 8
Виды заданий в диагностических работах
Каждая
диагностическая работа включает в себя разные по форме задания: задания
с выбором ответа (выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, он определенно указывает, в чем ошибочность рассуждений ученика), задания с кратким ответом, задания на классификацию, задания на установление соответствия.
Слайд 9 Три блока заданий:
1 – задания, проверяющие как учащиеся
усвоили знания, как применяют знания в обычной, стандартной ситуации, как
применяют знания в нестандартной ситуации;
2 – связан с диагностикой мыслительных операций (классификация, группировка, выбор нескольких решений из ряда возможных);
3 – задания, которые характеризуют уровень математического и языкового развития.
Слайд 10Пример из педагогической диагностики
2 класс, середина года
1. Прочитай предложения.
В □ рядом с правильными предложениями поставь +.
□ В русском
языке все согласные имеют пару по твёрдости – мягкости.
□ В русском языке не все согласные имеют пару по твёрдости – мягкости.
□ В русском языке звуки [ш] [ж] [ц] всегда твёрдые, у них нет мягкой пары.
□ В русском языке звуки [й’] [ч’] [щ’] всегда мягкие, у них нет твёрдой пары.
2. Поставь + в □ рядом со словами, в которых все согласные звуки мягкие.
□ зелень □ дорога □ жить
□ чаща □ цель □ гений
3. В языке «Крокс», так же как и в русском языке, нет отдельных букв для парных по твёрдости - мягкости согласных. Догадайся, как обозначается твёрдость и мягкость согласных звуков в языке «Крокс». Запиши несколько слов по правилам «крокского» языка.
м*ач* - мяч м۷ал*ч*ик۷ - мальчик
вата - ____________________, тётя - ____________________,
чижи - ___________________, осень - ___________________
Как ты думаешь, каких букв нет в языке «Крокс»?
Слайд 11Пример из педагогической диагностики
2 класс, середина года
Прочитай слова. Если
звуки, из которых состоят эти слова, произнести в обратном порядке,
получатся другие слова. Запиши их рядом с данными словами.
ток - ____________________
лён - ____________________
ель - ____________________
3 2 1 1 2 3
ток - [ т о к ] [ к о т ] кот
3 2 1 1 2 3
лён - [л’ о н ] [н о л’] ноль
3 2 1 1 2 3
ель - [ й’ э л’ ] [л’ э й’] лей
Слайд 12Пример из педагогической диагностики
2 класс, середина года
Установи закономерность расположения
слов и продолжи ряд.
1) белый – чёрный, длинный - _________________________
2) ласковый, приветливый, нежный, ____________________
3) кенгуру, метро, пальто, ____________________________
4) цветок, цветка, к цветку, ____________________________
Слайд 13Оценивание выполнения заданий
педагогической диагностики
В интерпретации результатов применяется сочетание
качественного и
количественного подходов.
Подчеркни слова, которые соответствуют схеме ¬
пригорок поход подруга
мальчик кафе поляна
0 баллов – выбрано одно и более слов, несоответствующих схеме, правильные слова не отмечены или кроме слова, соответствующего схеме, выбрано более двух неправильных.
1 балл – выбрано одно из слов, соответствующих схеме, и одно слово, которое не соответствует схеме.
2 балла – отмечено только одно из двух слов, соответствующих схеме (поход или подруга), неправильных выборов нет.
3 балла – задание выполнено правильно: отмечены слова поход, подруга.
Слайд 14Проведение педагогической диагностики
Три раза в год:
начало учебного года (вторая неделя
сентября);
середина учебного года (декабрь – январь);
конец учебного года (апрель).
Слайд 15Способы представления результатов педагогической диагностики