ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ПРИРОДЫ В ШКОЛЕ
Слайд 2В современных условиях, когда происходит огромнейшее влияние общества на природную
среду, все более возрастающее значение приобретает воспитание в человеке экологической
культуры.
Поэтому экологическое воспитание – является одним из приоритетных направлений в развитии современной школы и системе образования в целом.
Слайд 3
Плешаков АНдРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ
Среди современных педагогов, занимающихся вопросами
экологического воспитания, есть довольно интересная фигура - Андрей Анатольевич Плешаков.
Кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования, один из постоянных авторов журнала «Начальная школа», автор учебников, рабочих тетрадей, тестов и других пособий по курсу «Окружающий мир».
Слайд 4
Плешаков АНдРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ
Он написал удивительные книги: «Зеленые страницы»
— о живой природе, «Великан на поляне, или первые уроки
экологической этики», разработал первый в России атлас-определитель для начальной школы «От земли до неба» и курсы для дополнительного образования «Экология для младших школьников» и «Планета загадок»
Слайд 5
Андрей Анатольевич Плешаков считает, что «усиление экологической
направленности курса природоведения - это наиболее назревший и реальный на
сегодняшний день шаг в направлении экологизации начальной школы...». И трудно с ним не согласится, ведь все основы воспитания и характера любого человека формируются с раннего детства, именно там закладываются основы всего, в том числе и основы экологической культуры.
Слайд 6 Сведения об окружающем мире преподаются сейчас и детям
дошкольного возраста. Идея непрерывного образования позволила создать Андрею Анатольевичу (в
соавторстве с Светланой Николаевной Николаевой) единую систему дошкольного и начального школьного обучения.
Это достигается благодаря программе предшкольной подготовки «Зелёная тропинка», которая служит основой для последующего изучения школьного курса «Окружающий мир».
«Зеленая тропинка»
Слайд 7«Зеленая тропинка»
Программа входит в программно-методический комплекс «Преемственность», который соответствует
современным стандартам дошкольного и начального общего образования. Она рекомендована Министерством
образования России. В ее основе лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии.
Программа «Зеленая тропинка» позволяет организовать подготовку детей дошкольного возраста к изучению курса «Окружающий мир» по любым системам и учебникам.
Слайд 8«Зеленая тропинка»
Содержание программы рассчитано на постепенное вхождение ребёнка
в процесс обучения, что обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным
образованием. Это синтез различных составляющих естественно-научного и экологического знания, включая доступные элементарные сведения из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира.
Слайд 9 В основу подготовки будущих первоклассников к обучению положены
непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной
для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Каждая тема программы реализуется на нескольких занятиях в разных видах деятельности, что способствует более прочному усвоению материала, обеспечивает его повторяемость и закрепление. Это работа с пластилином, с природным материалом.
Данный курс состоит из тем «Наши друзья животные», «Зеленое чудо – растения», «Звезды, Солнце и Луна», «Круглый год».
Слайд 10Многие страницы тетради разрезные. Ребята собирают мозаики, соотносят картинки, создают
простейшие экологические модели, делятся своими наблюдениями, делают выводы.
Слайд 11( Тема «Весенние изменения в неживой природе»)
Методика работы
строится на эмоциональном воздействии природы на чувства ребёнка
– удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении.
Каждое занятие – увлекательное путешествие в мир природы.
Оно начинается либо с быстрого и эмоционального погружения в тему, либо создается проблемная ситуация, выходом из которой является получение и применение новых знаний.
Например, изучение темы «Весенние изменения в неживой природе» начинается с письма - просьбы сказочного Старика Годовика найти его внучку. Имя внучки не называется. Ребята превращаются в сотрудников детективного агентства и ищут «следы» (признаки) весны на предложенных картинках.
Слайд 12 Разреши спор детей.
Коля говорит, что ландыш – очень
полезное растение, потому что входит в состав лекарственных сборов. Лена
говорит, что ландыш, наоборот, опасное ядовитое растение. Кто из них прав?
( Тема «Ядовитые и лекарственные растения»)
Столкновение разных точек зрения
Другой прием «Столкновение разных точек зрения» подталкивает ребят к изучению темы «Ядовитые и лекарственные растения».
Слайд 13Тема «Кто такие насекомые»
Занятие по теме «Кто такие насекомые» начинается
со слов:
- Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу
ни одного насекомого. А я знаю, что произошло с ними. Я вам сейчас расскажу.
Жил был на поляне злой паук, и он заколдовал на поляне всех насекомых, и спасти их можно, если выполним все задания паука. Вы готовы помочь?
В занимательной, игровой форме изучаются признаки насекомых, их роль в природе, взаимодействия с другими живыми организмами, рассматриваются условия жизни растений, их охрана.
Слайд 14
Формирование экологической культуры личности
– сложный
и длительный процесс.
Формирование экологической культуры личности – сложный
и длительный процесс.
Работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности.