Слайд 1ЗНАЙКА
Правила
по русскому языку
для начальных классов
Слайд 2Дружок!
Данное пособие содержит все основные правила по русскому языку
и составлено таким образом, чтобы тебе было легче и интереснее
усвоить школьную программу.
Слайд 3Гласные буквы
А Е Ё И О
У Ы Э Ю Я
А
О У Ы Э – эти гласные обозначают твёрдость согласных звуков.
И – обозначает мягкость согласных звуков.
Е Ё Ю Я – эти гласные обозначают мягкость согласных звуков, а в начале слова или после другой гласной – два звука.
Слайд 4Согласные звуки
звонкие
Б В Г Д Ж З
Парные
глухие П Ф К Т Ш С
звонкие Л М Н Р
Непарные
глухие Х Ц Ч Щ
Всегда твердые Ж Ш Ц
Всегда мягкие Й Ч Щ
Буквы Ь, Ъ звуков не дают, а обозначают мягкость или твердость согласной, после которой они стоят.
Слайд 5ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА
Ком – пью – тер -- 9 звуков,
9 букв, 3 слога
К – согласный, твердый, парный глухой
О – гласный, безударный
М – согласный, твердый, непарный звонкий
П – согласный, мягкий, парный глухой
Ь –
Ю – гласный, ударный
Т – согласный, твердый, парный глухой
Е – гласный, безударный
Р – согласный, твердый, непарный звонкий.
Слайд 6ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ СЛОВА
В конце слов парные
согласные надо писать так же, как они пишутся в однокоренных
словах или в другом падеже перед гласной.
ду– дубок
лу – луговой
ро – рога
гру - грузить
Слайд 7БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ
Безударные гласные в корне проверяются ударением
сды – сад
стна – стены
зма – зимний
мря
– море
пля – поле
кза - козы
Слайд 8ЗАПОМНИ
ЖИ – ШИ пиши с буквой И
мыш
уж лыж шна
ЧА – ЩА
пиши с буквой А
дач туч свеч саранч
ЧУ – ЩУ пиши с буквой У
щка члок чдеса чдовище
Слайд 9ПРОПИСНАЯ БУКВА
Помни: пишутся всегда
С большой буквы города,
Реки,
страны и моря…
И фамилия твоя!
страна Узбекистан
город Нукус
река Амударья
Аральское море.
Слайд 10СОСТАВ СЛОВА
Корень – общая часть родственных слов.
Приставка
и суффикс - значимые части
слов, образуют новые
слова.
Окончание - изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
Корень, приставка и суффикс – это основа.
Слайд 11ЗАПОМНИ
В сочетаниях ЧК ЧН НЧ НЩ
РЩ мягкий знак не пишется.
ночка
каменщик спорщик
Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными Е Ё И Ю Я
платье ручьи обезьяна
Разделительный твердый знак пишется после приставки, оканчивающейся на согласную перед гласными Е Ё Ю Я
подъезд подъем объяснение
Слайд 12ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
Приставки без- воз- вз- из-
низ- раз- чрез- через- пишутся перед гласными
и звонкими согласными.
взлет безводный раздавать
Приставки бес- вос- вс- ис- нис- рас- чрез- через- пишутся перед глухими согласными.
воспитание вспомнить испугать
Слайд 13ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК И ПРЕДЛОГОВ
Приставка – это часть слова и пишется
слитно!
Предлог – это часть речи и пишется отдельно!
С глаголами предлоги
не употребляются!
Ребята направились на прогулку.
Слайд 14ЧАСТИ РЕЧИ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
отвечает на вопросы кто? что?
Обозначает предмет.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Обозначает признак предмета.
ГЛАГОЛ
отвечает на вопрос что делать? что сделать?
Обозначает действие предмета.
МЕСТОИМЕНИЕ
указывает на предметы, но не называет их.
Слайд 15ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
мужской род – он
мой – лев
женский род – она моя –
кошка
средний род – оно моё – животное
ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
единственное число – берёза, арбуз
множественное число – берёзы, арбузы
Слайд 17ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Слайд 18РОД ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Род имён прилагательных определяется по роду имён существительных,
с которыми они употребляются.
Слайд 19ЧИСЛО ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Число имён прилагательных определяется по числу имени
существительного, с которым оно употреблено
Слайд 20НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
Совершенный вид – действие уже сделано, закончено, то есть совершенно.
Что сделал? - написал, выучил.
Несовершенный вид – действие еще незакончено.
Что делает? – пишет, учит.
ЗАПОМНИ. Частица не с глаголами пишется всегда отдельно: Не выучил.
Слайд 22ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ И ЛИЦАМ
Слайд 25МЕСТОИМЕНИЕ
Местоимения указывают на предметы, признаки и качества, но не называют
их.
Личные местоимения
я, мы, ты, вы, он, она, оно,
они
Указательные местоимения
этот, это, эта, эти
Вопросительные местоимения
кто, что, какой, который, чей, сколько
Отрицательные местоимения
никто, ничто, никакой, ничей
Неопределенные местоимения
кто-то, что-то, кто-нибудь, что-нибудь,
кое-что, кое-кто
Слайд 26ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Имена числительные обозначают количество или порядок предметов при счете.
Числительные
Количественные
(пять книг) Порядковые
(пятый этаж)
Числительные
Простые Сложные Составные Дробные
(семь) (тридцать) (тридцать два) (три пятых)
Слайд 27НАРЕЧИЕ
Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или
качество.
Наречия, образованные от кратких прилагательных с приставками:
На конце наречий
после шипящих пишется Ь: настежь, прочь. (кроме: замуж, невтерпеж, уж).
Слайд 28СОЮЗ
Союзы – это служебные части речи,которые связывают однородные члены
в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного
предложения.
Взошло солнце и осветило все вокруг.
Мальчик побежал за собакой, но не догнал ее.
Видит око, да зуб неймет.
В лесу растут грибы и ягоды.
Слайд 31ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ
При составлении данного пособия авторы-составители опирались на
теоретический материал:
Учебники “Русский язык” для 1 – 4 классов составленных
М. Х. Тохтаходжаевой и Н. М. Вейцман ( Ташкент “Шарк”, 2004);
Учебники “Русский язык” для 1 – 4 классов составленных Рамзаевой (Москва “Дрофа”, 2002);
http://www.ychitel.com/ - сайт журнала “Учитель”