Слайд 1
Адаптация
перво -
классников
к школьному
обучению
Слайд 2«Быть готовым к школе уже сегодня –
не значит уметь
читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –
значит
быть готовым всему этому научиться»
Л.А.Венгер, А.Л.Венгер.
«Готов ли ваш ребёнок к школе?»
Слайд 3ГОТОВНОСТЬ
К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ
ГОТОВНОСТЬ
СОЦИАЛЬНАЯ
(ЛИЧНОСТНАЯ)
ГОТОВНОСТЬ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
Слайд 4Примерный перечень того, что должен знать и уметь ребенок при
поступлении в школу
Общий кругозор ребенка
Математические представления
Разговорная речь
Развитие внимания
и мышления
5. Мелкая моторика
Слайд 5Этапы адаптации:
1 этап (первая-вторая недели) – ориентировочный. Значительное напряжение всех
систем организма.
2 этап (третья-четвёртая недели) – неустойчивое, постепенное приспособление.
3
этап (пятая-шестая недели) – относительно устойчивое приспособление.
Слайд 6Показатели трудностей адаптации.
«Школьный стресс»:
Выраженное утомление – у 40%.
Неврозоподобные реакции
(нарушение сна или аппетита, страх перед школой, головные боли, боли
в животе – до 75% детей в начале учебного года).
Ухудшение состояния здоровья.
Слайд 7Показатели трудностей адаптации.
«Школьный стресс»:
Изменения в поведении (агрессивность, слезливость, капризность
, вялость или перевозбуждение, раздражительность).
Трудности в усвоении программы.
Проблемы в отношениях
со сверстниками, учителем.
Слайд 8Успешность адаптации зависит от
готовности к обучению в школе в
свете Федеральных Государственных Образовательных Стандартов
Слайд 9Виды универсальных учебных действий по новым ФГОС
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Слайд 10Готовность к школе
1. Социальная готовность
(коммуникативные УУД) – предполагает
развитие у детей сотрудничества: умение
слышать, слушать и понимать партнера,
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
распределять роли,
взаимно контролировать действия друг друга,
договариваться, вести дискуссию,
правильно выражать свои мысли,
оказывать поддержку друг другу
и эффективно сотрудничать,
строить отношения
как с учителем, так и со сверстниками.
Слайд 11Готовность к школе
2. Личностная
готовность
предполагает, что первоклассник должен
понимать и выполнять нормы и правила поведения в школе, быть в ладу с самим собой, сдерживать, контролировать себя.
По новым стандартам это звучит так: личностные УУД - осознание, исследование
и принятие жизненных ценностей, ориентировка в нравственных нормах и правилах, выработка своей жизненной позиции в отношении мира.
Главное в первом классе - это
формирование учебной мотивации:
развитие познавательных («хочу всё знать») и социальных («хочу стать взрослым…») мотивов у первоклассника способствует возникновению внутренней позиции школьника, освоению статуса ученика.
Слайд 12Готовность к школе
3. Предполагает и сформированность регулятивных УУД – умения
управлять познавательной и учебной деятельностью
Первоклассник должен быть готов:
- внимательно
слушать задания, инструкции
- ставить цель перед выполнением задания
- планировать способы его выполнения
- контролировать правильность выполнения
- корректировать (исправлять) свои действия
- оценивать успешность своей работы
Слайд 13Готовность к школе
4. Интеллектуальная, умственная готовность
предполагает сформированность
познавательных УУД:
исследование,
поиск, отбор
и систематизация необходимой информации,
моделирование, структурирование,
обобщение и практическое
применение изучаемого материала,
развитие мыслительных операций.
Важнее не учить ребёнка читать, а развивать речь и способность различать звуки, не учить писать, а развивать мелкую моторику. Важно качество мышления, а не сумма знаний.
Слайд 14деятельный и активный
креативный
любознательный
инициативный
открытый внешнему миру,
доброжелательный и отзывчивый
с положительным отношением
к себе,
уверенный в своих силах
коммуникативность
навыки самоорганизации
и
здорового образа жизни
исследовательский
интерес
саморегуляция
ответственность
с чувством собственного
достоинства
уважительное отношение к
окружающим, к иной точке
зрения
Портрет выпускника
ДОШКОЛЬНИК
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ = УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
Слайд 15Режим дня первоклассника
Суточный сон – 11, 5 часов (10 +1,5).
Подъём
– за 1-1,5 часа до занятий.
Утренняя гимнастика.
Питание (завтрак, обед, полдник,
ужин).
Прогулки – 3-3,5 часа в день.
Занятия дома – с 16 до 20 часов, не более одного часа с перерывами через 20 минут.
Слайд 16Режим дня первоклассника
Внешкольные занятия – по состоянию ребёнка, спокойно, без
спешки.
Игры, любимые занятия дома.
Посильная помощь по дому.
Общение с родными.
Просмотр телепередач
– 2-3 раза в неделю не более 30 минут.
За компьютером – не более 15-20 минут с гимнастикой для глаз и осанки.
Слайд 17Режим дня первоклассника
Совместная подготовка к школе с вечера : собрать
портфель, приготовить одежду, обсудить меню завтрака.
Отход ко сну – в
одно и то же время, после спокойных игр и гигиенических процедур. Спать ребёнок должен при полной тишине и темноте.
Слайд 18Семья – залог успеха
Терпение и доброжелательность, эмоциональная поддержка и похвала,
любовь и участие родителей – залог успешной адаптации первоклассника.
Слайд 21Родители всегда должны быть вместе со своими детьми: и на
экскурсиях, и в трудовых делах, и в соревнованиях, и в
играх – во всех детских начинаниях. Только тогда дети будут делиться с родителями своими переживаниями.
Слайд 22Ребёнок – это зеркало своей семьи. Ваше отношение к школьным
делам своих детей всегда помогает им сделать правильный выбор друзей,
дать правильную оценку своим поступкам и поступкам своих друзей. Если Вы активные участники всех школьных начинаний, то и Ваши дети будут активными участниками школьной жизни. Помните, что в начальных классах дети учатся и живут в школе так, как хотят их родители.