Слайд 1Коммуникативные универсальные учебные действия
Слайд 2
Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом
виде, можно и притупить его природные творческие способности – разучить
думать самостоятельно.
А. Дистервег
Слайд 3Взаимосвязь универсальных учебных действий
Слайд 4Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают:
социальную компетентность и учёт позиции
других людей, партнёров по общению или деятельности;
умение слушать и
вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Слайд 5К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
— определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
Слайд 6управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Слайд 7 Коммуникативные действия можно разделить (с неизбежной
долей условности, поскольку они исключительно тесно связаны между собой) на
группы:
коммуникацией как взаимодействием;
коммуникацией как сотрудничеством;
коммуникация как условие интериоризации.
Слайд 8Коммуникация как взаимодействие
Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.)
Оцениваемые
УУД:
действия, направленные на учет позиции партнера
Слайд 9Коммуникация как взаимодействие
Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.)
Показатели уровня
выполнения задания:
Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для
оценки одного и того же предмета или выбора ; принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.
Средний уровень: ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы, но не может обосновать свои ответы.
Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности, учитывает различие позиций персонажей, может обосновать свое мнение.
Слайд 11Коммуникация как условие интериоризации
Коммуникативные речевые действия, служащие средством передачи информации
другим людям, способствующие осознанию и усвоению содержания.
Способность строить понятные для
партнера высказывания.
Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
Речевое планирование и регулирование своих действий.
Рефлексия своих действий.
Слайд 12Развитие коммуникативной деятельности
Организация групповых, парных форм работы – помогает осмыслить
учебные действия, распределить нагрузку, дает эмоциональную и содержательную поддержку для
слабых и робких учеников.
Слайд 13Развитие коммуникативной деятельности
Создание атмосферы поддержки и заинтересованности в группе, классе
и в школе в целом.
Слайд 14 Коммуникация как кооперация
Задание «Рукавички»
(Г.А. Цукерман,)
Оцениваемые УУД:
коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе
организации и осуществления сотрудничества (кооперация);
Слайд 18Синквейн
Одно слово существительное – тема обсуждения___задание_, упражнение
Два прилагательных _умные, интересные,
дружелюбные, веселые
3. Три глагола обсуждали,_работали в парах_,_думали, слушали
4. Опишите,
что происходило на уроке – «…Мы писали, рисовали, обсуждали, думали очень долго, отвечали на вопросы. А еще мы делали одинаковые варежки…»
«…На уроке мы с Аминой обсуждали, как бы нам украсить варежки. Мы смогли договориться и стали разукрашивать варежки… »
Слайд 19Коммуникация как кооперация.
Вторую большую группу коммуникативных
универсальных учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным
ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.
Пример: методика «Рукавичка» Цукерман Г.А.
Слайд 20 Коммуникативные УУД формируются, когда:
ученик учится отвечать
на вопросы;
ученик учится задавать вопросы;
ученик учится вести диалог;
ученик
учится пересказывать сюжет;
обучающихся учат слушать; перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно», «Послушай».
Слайд 21 Важны такие формы работы, как
организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а
также обсуждение участниками способов своего действия.
Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.
Слайд 22 Приведенные выше формы занятий и
другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной
общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом — атмосферы поддержки и заинтересованности. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.