Слайд 1Выполнила учитель начальных классов МБОУ «Лесновская СОШ»Тишина Н.С.
«Ребёнок, испытывающий радость
творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок,
подражающий актам других»
Б. Астафьев.
Слайд 2Развитие творческих и познавательных способностей учащихся начальных классов на уроках
русского языка.
на уроках русского
Слайд 3Актуальность данной темы
основная цель образования заключается в том, чтобы
готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые
предоставляет жизнь
мы живем в век информации, в обществе происходят бурные изменения, человек вынужден реагировать на них, чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.
Слайд 4Показатели развития творческих способностей
Высокий уровень интереса к урокам русского языка
и литературного чтения.
Способность к фантазированию, воображению и моделированию.
Проявление догадливости, сообразительности;
открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах.
Проявление радостных эмоций во время работы.
Способность переживать ситуацию успеха; наслаждаться процессом творчества.
Проявление самостоятельности в работе.
Умение преодолевать возникшие трудности.
Слайд 5Задачи учителя:
Сочетать учебную деятельность, с развитием индивидуальных задатков учащихся.
Замечать любые
творческие проявления учеников.
Создавать условия для развития творческих способностей на уроках
и во внеклассной работе.
Использовать на уроках и внеклассных мероприятиях творческие задания.
Слайд 6Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников
о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий.
Мотивационно -
потребностный критерий - характеризует стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий.
Деятельностный критерий - выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение учащихся, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.
Критерии уровня развития творческих и познавательных способностей младших школьников:
Слайд 7Подготовительный –элементы творчества в обычной, исполнительской деятельности, например, игры, проходит
чаще в 1-2 классах.
Исследовательский –творчество в изучении языка проходит во
2-3 классах.
Самовыражение через различные виды деятельности,например,различные сочинения, проходит в 3-4 классах.
Этапы развития творческих и познавательных способностей.
Слайд 8Основные приемы развития творческих и познавательных способностей.
написание сочинений, изложений;
рецензирование творческих
работ;
различные виды игр;
задания на установление ситуативных и причинных связей между
предметами и событиями;
творческие словари,ребусы,шарады;
составление синквейнов;
творческие задания на дом;
Слайд 9Виды работ, которые делают уроки развития речи «живыми»
Свободное сочинительство (пиши,что
хочешь).
«Мой дневник»(пиши о том,что сейчас вспомнил).
«Фантазия-картинка»(картинка твоего воображения).
Экскурсия в картинную
галерею.
Сценарий мультфильма(по рисункам на доске).
Музыкальное сочинение (под впечатлением прослушанного произведения).
Сочинение –продолжение написанного накануне изложения или диктанта.
Слайд 10К.Д. Ушинский
«Ребенок мыслит образами»
Слайд 11П льто
А
Ты надел совсем не то,
Нужна не шуба,
а …..
Слайд 12Графические ассоциации.
АВТ М БИЛЬ
КОСМ С
А
ЕЯ
Слайд 13Ассоциативные зацепки.
Из бананов легко выложить букву «А»,но нельзя выложить букву
«О».
Когда тебя ужалит крапива,то трудно удержаться от крика «-А!».
Ну какой
восход без солнца?!
Слайд 14Фонетические зацепки.
Пассажир берет билет в кассе.
На улице встречаю знакомые лица.
На
западе солнце падает.
.
Слайд 15Игровые приемы.
выделение противоположных свойств;
поиск аналогий;
постановка вопросов;
переформулирование;
генерирование идей;
установление ситуативных связей между
предметами;
установление причинных связей между событиями;
игры-задания на развитие детской фантазии,языкового чутья;
Слайд 16 Ситуативные связи.
Сколько верблюдов можно завернуть в
одну газету?
Что написано в газете про верблюдов?
Почему читая газету,ты сутулишься,как
верблюд?
Слайд 17Сможешь ли ты отыскать связь между, на первый взгляд,
не
связанными друг с другом событиями?
Объясни, как всё происходило.
Белка, сидя на дереве, упустила шишку.
Самосвал с грузом не пришел к назначенному времени.
Слайд 18Синквейн
- это стихотворение, состоящее из пяти строк,
в котором человек высказывает свое отношение к чему-то или к
кому-то.
Эти пять строк сочиняют по определенным правилам, в строгом порядке. Давайте познакомимся с тем, как это делается.
Слайд 19
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка
– два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола,
показывающих действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кому-то или чему-то.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Слайд 20 Права.
Необходимые, общие.
Направляют, оберегают, защищают.
Без них нельзя жить.
Необходимость.
Истина.
Вечная, удивительная.
Бежит, волнует, торжествует.
Истина – загадочная неизвестность.
Истина – поиск.
Слайд 21Дом
Красивый
Уютный
Большой
Маленький
Надежный
Любимый
Желанный
Охраняет
Защищает
Любит
Ухаживает
Слушает
Обогревает
Слайд 22Дом.
Надежный, любимый.
Охраняет, оберегает, защищает.
Он нужен каждому.
Любовь.
Дом.
Красивый, надежный
Защищает, обогревает, любит.
В доме
уютно.
Это главное.
Слайд 23Уровень творческого потенциала.
49 и более очков.
В вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет вам богатый
выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.
Слайд 24Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и
ученику и учителю.
Творите сами,
проявите в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши ученики.