Слайд 1Окружающий мир
3 класс
Экономика и экология
Автор: Сидоренкова Любовь Григорьевна
Учитель начальных
классов
МБОУ СОШ № 33
г.Симферополь
Слайд 2Экономика и экология
Цель: познакомить с двумя сторонами экономики — полезной
и опасной.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обнаруживать, связи между экономикой и
экологией, строить простейшие экологические прогнозы, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование: фотографии экологических катастроф.
Слайд 3Фронтальный опрос
Что такое семейный бюджет?
Для чего он нужен?
Какие виды доходов
может получать семья?
Дома вы сосчитали общую сумму расходов вашей семьи
за один день. Чему она равна?
Вы получили на день рождения большую сумму денег. На что вы их потратите?
Слайд 4Самоопределение к деятельности
Дополните предложения.
Наука о связях между живыми существами и
окружающей их средой называется...
Слайд 5Самоопределение к деятельности
Удовлетворение разнообразных потребностей людей — главная задача...
Слайд 6Экологическая катастрофа
Беседа
26 апреля 1986 г. на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС
(в СССР) произошел взрыв, который полностью разрушил реактор. В атмосферу
было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Зараженное облако прошло над европейской частью России, Восточной Европой и Скандинавией. Двести тысяч человек было эвакуировано из зон, подвергшихся загрязнению. Десятки лет на этой территории нельзя будет жить из-за загрязнения воздуха, воды, почвы.
Слайд 7Экологическая катастрофа
10 июля 1976 г. в городе Свезо в Италии
в процессе произвоства на химическом предприятии произошел выброс в атмосферу
газа диоксина. Причиной аварии было нарушение технологического процесса. Люди в городе и его окрестностях почувствовали головную боль и резь в глазах. Кожа людей покрылась экземами, язвами и ожогами. Их мучили рвота, желудочные колики. Погибали животные, растительность была сожжена, как при пожаре. Земля стала опасной для жизни на целые десятилетия.
Слайд 8Экологическая катастрофа
Наверняка вы знаете о существовании Аральского моря. В переводе
с узбекского слово «арал» как раз и означает «море». Получается:
«морское море». На самом деле это озеро, правда огромное и соленое. Вот впечатление о нем очевидца: «...Итак, очутился на берегу этого моря-озера. Гляжу, волны есть... песчаные. И корабли есть... ржавые. Многие лежат на боку. А воды нет. Как же десятки кораблей занесло сюда, на сушу?»
Слайд 9Экологическая катастрофа
В апреле 2010 г. на нефтяной вышке в Мексиканском
заливе прогремел взрыв, в результате которого погибли 11 рабочих. Сама
вышка рухнула в море, а в океан вылились тонны нефти, загрязняя воду и береговую линию, громя экономику городов и уничтожая окружающую среду. Три месяца из разрушенной подземной скважины лилась нефть в воды Мексиканского залива. Нефтяная пленка покрыла тысячи квадратных километров водной поверхности. Погибали морские черепахи, птицы, дельфины, рыбы, кораллы.
Слайд 10Беседа
Какие эмоции возникли у вас в ходе рассказа?
Как называются
такие ситуации?
Кто виноват в такой катастрофе?
Слайд 11Две стороны экономики
Составные части экологии.
Вода,
воздух,
почва,
растения,
животные.
Слайд 12Сравнительный анализ
Экономика:
Из электроэнергетики,
сельского хозяйства,
металлургии,
машиностроения,
добывающей,
легкой,
химической,
пищевой промышленности.
Слайд 13Экологические прогнозы
Сегодня нередки случаи отравления грибами, которые издавна считались съедобными
и употреблялись в пишу на протяжении многих лет. Почему в
таких грибах могли появиться ядовитые вещества?
Слайд 14Экологические прогнозы
Некоторые промышленные предприятия сливают в водоемы отработанную воду, содержащую
вредные химические вещества. Как это может отразиться на рыбных богатствах?
Слайд 15Экологические прогнозы
В одной стране фермеры решили уничтожить всех хищных зверей.
Слайд 16Экологические прогнозы
На берегу озера было решено построить завод, в отходах
которого содержится ртуть.
Слайд 17Какие рекомендации мог бы дать эколог фермерам и проектировщикам завода?
Слайд 18Физкультминутка
Еле-еле,еле-еле Завертелись карусели.
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише,
не спешите,
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Раз-два, раз-два,
И за парты
нам пора.
Слайд 19Выполнение заданий в рабочей тетради
Прочитайте задание. Найдите в тексте учебника
названия живых существ, которые пострадали от аварии нефтеналин- ного танкера.
Запишите в тетради.
Слайд 20Рефлексия
Какие эмоции вы испытали на уроке?
Какие выводы сделали для себя?
Что
расскажете родителям?
Слайд 21Подведение итогов урока
Какой вред окружающей среде наносит экономика?
Чтобы уменьшить вред
от экологических катастроф, необходимо их изучать, предвидеть вероятность возникновения, использовать
экологические прогнозы.
Зная законы экологии, люди выполнят главную задачу - сохранят нашу планету Земля для потомков.
Слайд 22Домашнее задание
Учебник: прочитать текст на с. 79—84, ответить на вопросы
раздела «Проверь себя» на с. 84.
Рабочая тетрадь: № 4 (с.
44).