Слайд 1«Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья»
Слайд 2Модели организации образования в специальных (коррекционных) учреждениях.
- модель специального образованного
учреждения, которая наряду с функцией образования начального и школьного, выполняет функции психолого-педагогического
консультационного центра,
-модель специального образованного учреждения с функциями центра социальных услуг для малоимущих слоев населения,
-модель специального образованного учреждения с функциями центра образовательных услуг в получении начального профессионального образования,
-модель специальной (коррекционной) оздоровительной школы-интерната
Слайд 3Реабилитационные центры различных профилей
Это могут быть центры: психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции;
социально-трудовой адаптации и профориентации; психолого-педагогической и социальной помощи; специальной помощи семье и детям,
оставшимся без попечения родителей др.
Задача центров: оказание коррекционно-педагогической, психологической и профориентационной помощи, формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Реабилитационные центры помогают образовательным учреждениям массового назначения, если там обучаются и воспитываются дети с особыми образовательными потребностями.
Широко распространенной формой стал логопедический пункт при общеобразовательном учреждении.
Слайд 4Интегрированное образование
Это – форма обучения и воспитания детей с ОВЗ
в едином потоке с нормально развивающимися сверстниками
Интеграция – восстановление, восполнение,
объединение в целое каких-либо частей.
Интегрированное образование – форма организации образовательного процесса, при которой обучение и воспитание детей с ОВЗ осуществляется в учреждениях по реализации общеобразовательных программ, в едином потоке с нормально развивающимися сверстниками.
Эта форма обеспечивает реализацию комплекса социально-педагогических факторов: взаимная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников; использование реального примера для детей с ОВЗ, участие сверстников в совместном взаимодействии в процессе обучения и воспитания.
Слайд 5Модели интеграции
интернальная и экстернальная.
Интернальная интеграция – интеграция внутри системы специального
образования (дети со сложными, сочетанными дефектами в развитии).
Экстернальная интеграция –
взаимодействие специального и массового образования (интеграция в общеобразовательные учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья), это влечет за собой улучшение обучения детей со специальными нуждами в массовых школах.
Слайд 6Школа надомного обучения
В случае, если ребенок не в состоянии посещать
специальное (коррекционное) образовательное учреждение, организуется его обучение в домашних условиях. Организация
такого обучения определяется постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» от 18 июля 1996 г. № 861.
В последнее время стали создаваться школы надомного обучения. Персонал школы состоит из квалифицированных специалистов-дефектологов, психологов, работает с детьми как в домашних условиях, так и в условиях частичного пребывания таких детей в школе надомного обучения. В условиях групповой работы, взаимодействия и общения с другими детьми ребенок осваивает социальные навыки, приучается к обучению в условиях группы, коллектива.
Право на обучение в домашних условиях получают дети, заболевания или отклонения в развитии у которых соответствуют указанным в установленном Министерством здравоохранения РФ специальном перечне. Основанием для организации надомного обучения является медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения.
Слайд 7Школа надомного обучения
К оказанию помощи в обучении детей на дому подключаются школа, находящаяся
поблизости. На период обучения ребенку предоставляется возможность бесплатного пользования учебниками.
Школа обеспечивает
промежуточную и итоговую аттестацию ребенка и выдает документ о соответствующем уровне образования. В аттестации принимают участие и педагоги-дефектологи,
Если ребенок с обучается на дому, органы управления образованием компенсируют родителям затраты на обучение в соответствии с государственными и местными нормативами финансирования обучения ребенка
Слайд 8Режим функционирования:
Пятидневная рабочая неделя, шестой день – развивающий. Занятия в
бассейне, экскурсии, выступления спортивных команд, фольклорного ансамбля.
Форма образования: классно-урочная, надомная.
Слайд 9Основополагающие ценности программы:
любовь, доверие, уважение друг к другу учащихся,
педагогов, родителей, психологический комфорт для всех субъектов педагогического процесса, самореализация
детского коллектива и коллектива учителей, свобода творчества учащихся и учителей; сотрудничество педагогического коллектива.
Слайд 10Основополагающие идеи программы:
Обеспечение прав и свобод личности.
Выполнение Конвенции «О правах
ребенка».
Обращение к дифференцированному обучению как к одному из ведущих направлений
повышения эффективности работы школы.
Индивидуальная программа развития.
Разработка вариативных технологий разноуровневого обучения «скорая помощь».
Снижение перегрузки учащихся и распределение нагрузки на 2-ю половину дня.
Слайд 11Основополагающие идеи программы:
Повышение значения консультаций для учителей, проводимых психологом при
определении варианта образовательного маршрута ребенка, план и тематика консультаций;
Оптимизация системы
психологического сопровождения учебного процесса,
Создание эффективного механизма согласования целей образований на ступенях обучения, аналитико-исследовательская работа методических объединений;
Создание постоянно действующей системы информирования преподавателей о передовом педагогическом опыте и новых педагогических технологиях.
Слайд 12Надомная форма обучения
Ежегодно осуществляется надомная форма обучения. На индивидуальное надомное
обучение на одного ученика отводится:
1-4 класс – 8 часов в
неделю;
5-9 класс – 10 часов в неделю.
Надомная форма обучения позволяет создать максимально-благоприятные условия для организации образовательного (учебно-воспитательного) процесса, обеспечивающего адекватный возможностям умственно отсталых школьников, имеющих множественные заболевания, уровень общего образования и трудовой подготовки.
Слайд 13Надомная форма обучения
Надомная форма обучения предоставляется школьникам на основании заключения
медицинского учреждения по следующим причинам:
o соматические и органические проблемы здоровья,
приводящие к физическим ограничениям;
o психологические проблемы, связанные с трудностями адаптации в других социальных условиях (школьная среда, транспорт);
o социальные причины, связанные с невозможностью сопровождения и доставки ребенка в образовательное учреждение.
Слайд 14Надомная форма обучения
Учебный план по индивидуальному надомному обучению составляется на
основе региональных базисных учебных планов образовательных учреждения для детей с
ограниченными возможностями Департамента образования.
Учебный план предусматривает 9-летний срок обучения как наиболее оптимальный для получения школьниками общего образования.
В учебный план включены общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых учащихся, находящихся на надомном обучении.