Слайд 1Приемы обучения смысловому чтению
Учитель начальных классов
МБОУ «Мичуринская СОШ»
Тиханкова А.И.
Слайд 2Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это
один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и
образования.
Слайд 3Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы:
- овладение навыками
смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами;
Слайд 4Смысловое чтение
В Примерной основной образовательной программе начального
общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и
выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [2, с. 98].
Слайд 5Смысловое чтение
умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно
и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)
Слайд 6Необходимо сформировать правильную читательскую деятельность младшего школьника. Именно деятельность, а
не отдельные действия читателя. Без удовлетворительного навыка чтения, которым овладевает
первоклассник, нельзя успешно осуществлять дальнейшее обучение
Слайд 7В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения:
Аналитический
Синтетический
Этап автоматизации.
Слайд 8Аналитический этап характеризуется тем, что требует от ребенка отдельных усилий
по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со
слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам - это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка - аналитическом.
Слайд 9Синтетический этап предполагает, что восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят
одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако
главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого.
Слайд 10Этап автоматизации описывается как этап, на котором техника чтения доведена
до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены
на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т.д. Для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, стремление обсудить прочитанное.
Слайд 11Виды чтения
Ознакомительное
Изучающее
Вдумчивое
Поисковое
(просмотровое)
Слайд 12Типы чтения
Коммуникативное
вслух и про себя
Учебное
Самостоятельное
Слайд 13
Навык чтения
Техническая
сторона
Смысловая
сторона
Слайд 14Смысловая сторона:
понимание содержания и смысла читаемого.
Техническая сторона:
способ чтения,
темп чтения,
правильность чтения,
выразительность.
Слайд 15Приемы, направленные на отработку правильности и беглости
1) использование специальных тренировочных
упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;
2) применение
при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой
Слайд 16Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с
текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения
II этап. Работа
с текстом во время чтения
III этап. Работа с текстом после чтения
Слайд 17Приёмы по формированию смыслового чтения
«Задай вопрос»
«Читаем и спрашиваем»
«Дневник двойных записей»
«Чтение
с пометками»
«Ассоциативный куст»
«Ромашка Блума»
«Приём тонких и толстых вопросов»
«Чтение с остановками»
«Таблица
ЗХУ»
«Дерево предсказаний»
Слайд 18Читаем и спрашиваем
Цель: сформировать умение самостоятельно работать
с печатной информацией, формулировать вопросы, работать
в парах.
1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
2.Ученики объединяются в пары.
3.Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него.
4.Обсуждение вопросов и ответов в классе.
Слайд 19Задай вопрос
Алгоритм:
перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить
к нему список вопросов. Ребятам не ставится задача прочесть текст,
а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…».
Слайд 20Дневник двойных записей
Цель: сформировать умение задавать вопросы во время
чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с
собственным опытом.
1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
Слайд 21Чтение с пометками
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать
информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам
задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
V Знакомая информация
! Новая информация
- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.
Слайд 22Ассоциативный куст
Это один из основных приёмов работы с информацией до
чтения.
Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики
записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
Слайд 23Ассоциативный куст
растения
высокие
хвойные
лиственные
декоративные
редкие
ядовитые
полезные
маленькие
большие
Слайд 24Составление
вопросного плана
Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный
на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.
В ходе
работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.
Слайд 25Памятка для учащегося:
внимательно прочитать текст;
выделить главные мысли текста;
проверить, как они
соотносятся между собой;
сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на
смысловые части);
определить количество пунктов плана по количеству главных мыслей;
сформулировать каждую главную мысль в виде вопроса и записать как пункты плана;
прочитать текст ещё раз, проверить, не пропущено ли что-то важное.
Слайд 26Ромашка Блума
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к
тексту и поиск ответов на них.
Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку,
на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой.
Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).
При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.
Слайд 27Ромашка Блума
Оценочные вопросы
Творческие
вопросы
Уточняющие вопросы
Простые вопросы
Практические вопросы
Объясняющие вопросы
Слайд 28Классификация вопросов Б.Блума:
Простые
вопросы
Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое
и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации.
Как звали главного героя?
Куда впадает Волга?
Слайд 29Классификация вопросов Б.Блума:
Уточняющие
вопросы
Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие
ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...
Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.
Слайд 30Классификация вопросов Б.Блума:
Творческие вопросы
Подразумевают синтез полученной информации. В
них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка
содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
Слайд 31Классификация вопросов Б.Блума:
Оценочные вопросы
Направлены на выяснение критериев
оценки явлений, событий, фактов.
Как вы относитесь к
... ?
Что лучше?
Правильно ли поступил ...?
Слайд 32Классификация вопросов Б.Блума:
Объясняющие (интерпретационные) вопросы Используются для анализа текстовой информации.
Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы
ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых
Слайд 33Классификация вопросов Б.Блума:
Практические вопросы
Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи
меду теорией и практикой.
Как бы я поступил на
месте героя?
Слайд 34Антиципация -
это предвосхищение, предугадывание содержания.
Является эффективным средством отработки техники чтения:
при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово,
по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения.
Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтения.
Слайд 35Разновидности антиципации:
а) Прогнозирование содержания текста по названию,
фамилии автора, эпиграфу.
б) Восстановление текста с пропущенными элементами.
в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.
г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?
Слайд 36Приём: «Тонкие» и «толстые» вопросы (форма таблицы)
Слайд 37
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Толстые вопросы
Дайте несколько объяснений, почему...?
Почему Вы
считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов.
Слайд 38Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Тонкие вопросы
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Согласны ли Вы…?
Слайд 39
Чтение с остановками
1 стадия - вызов
Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа
и прогноз его содержания и проблематики.
На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.
Слайд 40Чтение с остановками
2 стадия - осмысление.
Чтение текста небольшими отрывками с
обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем,
должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»
Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.
Слайд 41Чтение с остановками
3 стадия - рефлексия
Заключительная беседа.
Слайд 44Использовать после первой или второй остановки «чтения со стопом» при
работе с сюжетными текстами.
Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее.
Не
использовать прием больше одного раза на уроке.
Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами.
Дерево предсказаний
Слайд 45Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан
с формированием у школьника основ умения учиться и способности к
организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
Слайд 47Информационные ресурсы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный
ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в
начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru
Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа
Львов М.Р., Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.:2000