Слайд 1Психологические барьеры профессионального развития
Сыманюк Эльвира Эвальдовна
http://prezentacija.biz/
Слайд 2Барьер -
это психологический феномен (представленный в форме ощущений, переживаний, образов,
понятий и др.), в котором отражены свойства объекта ограничивать проявления
жизнедеятельности человека, препятствовать удовлетворению его потребностей.
Слайд 3Барьеры выполняют следующие функции:
стабилизации (останавливают движение, придают ему статику);
коррекции (столкнувшись
с препятствием, движение меняет свое направление);
энергетизации (энергия движения накапливается под
влиянием удерживающего ее барьера);
дозирования (препятствия дозируют движение, определяют его меру);
мобилизации (живые организмы, столкнувшись с препятствием, мобилизуют свои энергетические и другие ресурсы для преодоления препятствий);
развития (изменения, происходящие в организмах при повторных мобилизациях, закрепляются, что повышает функциональные возможности живой системы, придает ей новое качество);
торможения (барьер замедляет движение, сдерживает активность);
подавления (постоянно блокируя жизнедеятельность организма, его запросы, барьер ослабляет и подрывает его функциональные возможности).
Слайд 4Виды психологических барьеров профессионального развития:
кризисы профессионального развития личности;
профессиональные деструкции;
ухудшение психологического
здоровья.
Слайд 5Кризисы профессионального развития личности -
это непродолжительные периоды жизни, сопровождающиеся кардинальной
перестройкой субъекта деятельности, изменениями самой деятельности.
Признаки профессиональных кризисов:
потеря смысла в
выполняемой деятельности;
потеря чувства нового;
субъективное чувство остановки в развитии;
преобладание негативных эмоций в отношении работы;
раздражительность или апатия.
Слайд 6Виды профессиональных кризисов:
Кризис учебно-профессиональной ориентации (1415 или 1617лет) на стадии
оптации;
Кризис профессионального выбора (16–18 лет или 1921 год) на стадии
профессионального образования;
Кризис профессиональных экспектаций (18–20 лет или 2123 года) на стадии профессиональной адаптации;
Кризис профессионального роста (3033 года) на стадии первичной профессионализации;
Кризис профессиональной карьеры (3840 лет) на стадии вторичной профессионализации;
Кризис социально-профессиональной самоактуализации (4850 лет) на стадии мастерства;
Кризис утраты профессиональной деятельности (55–60 лет) на стадии утраты профессии.
Слайд 7Виды профессиональных деструкциЙ
Выученная беспомощность
Профессиональное отчуждение
Консервация профессионального опыта
Профессиональные деформации
ДЕСТРУКЦИЯ -
это разрушение, изменение или деформация сложившейся психологической структуры личности в
процессе профессионального труда (Э.Ф.Зеер)
Слайд 8Выученная беспомощность
это снижение уровня профессиональной активности, отсутствие инициативы, избегание ситуаций,
сопряженных с неудачей. В профессиональной деятельности это проявляется в негативном
отношении к инновациям, выполнении работы только в рамках нормативно заданной деятельности, отказе от выполнения общественной работы.
Слайд 9Профессиональное отчуждение
Это личностная позиция непричастности и ментальной непринадлежности к общественно
приемлемой для данной профессии профессиональной морали. Человек не идентифицирует себя
с выполняемой деятельностью, не принимает на себя ответственность за происходящее в организации, не разделяет организационные ценности.
Слайд 10Деструкция профессиональной компетентность
консервация профессионального опыта, стагнация.
Слайд 11Профессиональные деформации
искажение уровня выраженности профессионально важных качеств.
Виды профессиональных деформаций
руководителя:
Авторитарность, демонстративность, социальное лицемерия, агрессивность, ролевой экспансионизм, индифферентность.
Слайд 12Психологическое здоровье -
это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических
проявлений, обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности (Г.С.Никифоров).
Слайд 13Факторы, детерминирующие психологическое здоровье:
резкие социально-экономические изменения (обостряют социальную
незащищенность, угнетают чувство безопасности);
особенности организации;
условия труда;
удовлетворенность трудом;
удовлетворенность межличностными отношениями;
содержание деятельности (одновременное наблюдение за несколькими изменяющимися во времени процессами или осмысление деятельности нескольких человек; частое и быстрое информационное переключение направления внимания на множественность объектов; восприятие и переработка разнообразной и многочисленной информации, часто имеющей эмоциональный характер; острый дефицит времени; чувство повышенной ответственности за принимаемые решения);
стиль руководства;
количество и характер профессиональных стрессов;
индивидуально-психологические особенности личности.
Слайд 14
Признаки психологического нездоровья:
негативный субъективный статус (самочувствие, активность, настроение);
наличие болевого синдрома
( в том числе и психоэмоционального –«болит душа»);
снижение или полная
утрата трудоспособности;
уменьшение объема и степени мобилизации функциональных резервов;
ухудшение адаптационных возможностей (снижение интереса к инновациям, сопротивление им).
Слайд 15Показатели психологического здоровья:
преобладающее хорошее самочувствие;
глубокое понимание и принятие себя;
высокая удовлетворенность
жизнью - характером своего общения, ходом дел, своим здоровьем, образом
жизни, процессом творчества;
высокий уровень саморегуляции (но не слишком высокий!) своими желаниями, эмоциями и действиями, своими привычками, процессом развития и т.п.;
оптимальный процесс и уровень самореализации - гармоничное сочетание числа успехов и неудач);
соразмерность
желаний и стремлений со своими психическими, физическими, материальными возможностями;
реальное устойчивое развитие.
Слайд 16Признаки психологической гармонии личности:
согласие с собой и окружающим миром;
адаптивно полезное,
устойчивое, длительное, творческое и экономичное функционирование и развитие личности в
разнообразных жизненных средах;
преимущественно положительный и спокойный эмоциональный тон жизни;
хорошее физическое самочувствие, отсутствие серьезных телесных и психических заболеваний;
в целом позитивная Я-концепция, достаточно высокое самопринятие, достаточно высокая уверенность в себе (но не очень высокая!);
оптимально организуемый процесс жизнедеятельности (преобладание внутреннего локуса контроля над внешним, достаточная осознанность, гибкость и широта жизненных ориентаций;
Слайд 17Признаки психологической гармонии личности:
- гармоничный образ жизни (проявляется в ежедневной
жизнедеятельности в виде достаточного числа природно необходимых линий деятельности, достаточного
их разнообразия и в регулярности осуществления);
- умеренность страстей и противоречивых желаний, выражающаяся народной формулой “лучшее - враг хорошего”, оптимальная сбалансированность положительных и отрицательных базовых стремлений,
оптимальный уровень самореализации - гармоничное сочетание числа успехов и неудач, отсутствие ориентации на максимальные достижения;
соразмерность желаний и стремлений со своими психическими, физическими, материальными возможностями и с социальными и природными особенностями жизненной ситуации;
реальное устойчивое развитие, неспешное движение вперед - жизнь как последовательное осуществление ряда интересных и полезных в широком смысле творческих проектов, дел, своей игры, своей миссии;
открытость, готовность откликнуться и помочь, участвовать в общем деле, ориентация на сотрудничество и диалог;
чувство красоты и чуда Природы, единства с ней; уважение к ее созданиям, экологическая культура, регулярное общение с природой.