Разделы презентаций


Презентация к уроку русского языка по теме: Антонимы, синонимы, омонимы

Содержание

Нес медведь, шагая к рынку, На продажу меду кринку. Вдруг на мишку – вот напасть! – Осы вздумали напасть. Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Урок русского языка,
4 класс
Тема: Синонимы, антонимы, омонимы
Тип урока: открытие

нового знания


Урок русского языка, 4 классТема: Синонимы, антонимы, омонимыТип урока: открытие нового знания

Слайд 2Нес медведь, шагая к рынку, На продажу меду кринку. Вдруг

на мишку – вот напасть! – Осы вздумали напасть. Мишка

с армией осиной Дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть. Жалили куда попало, Им за это и попало.
Нес медведь, шагая к рынку,  На продажу меду кринку.  Вдруг на мишку – вот напасть!

Слайд 3Омонимы – слова одинаковые по произношению и написанию, но разные

по лексическому значению.

Омонимы – слова одинаковые по произношению и написанию, но разные по лексическому значению.

Слайд 4Омоформы
Омофоны
Омографы
Снег сказал:
-Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечет, качая

стаю
Отраженных голубей.
-Вы, щенки! За мною ступайте!
Будет вам по калачу,
Да

смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу!

Замок – замок


Кружки- кружки


Стрелки - стрелки


Омоформы Омофоны Омографы Снег сказал:-Когда я стаю,Станет речка голубей,Потечет, качая стаюОтраженных голубей.-Вы, щенки! За мною ступайте!Будет вам

Слайд 5Омонимы придают особую выразительность, остроту пословицам.
Каков ни есть, а

хочет есть.
На мирной ниве и на поле брани умей командовать

без брани.
Омонимы придают особую выразительность, остроту пословицам. Каков ни есть, а хочет есть.На мирной ниве и на поле

Слайд 6Омонимия лежит в основе многих загадок.
Какие кошки мышей не ловят?
Оружие,

фрукты, камни-самоцветы, одно название – разные предметы.

Омонимия лежит в основе многих загадок.Какие кошки мышей не ловят?Оружие, фрукты, камни-самоцветы, одно название – разные предметы.

Слайд 7Засыпает, напасть, прорыв, косой, стекла, мыла, дали, простой, второе, пили.
Составить

по два словосочетания со словами, показывающими омонимию данных слов.

Засыпает, напасть, прорыв, косой, стекла, мыла, дали, простой, второе, пили.Составить по два словосочетания со словами, показывающими омонимию

Слайд 8Можно ли определить написание буквы без контекста? Составьте со словами словосочетания,

иллюстрирующие звуковую омонимию.
Прим…рять –прим… рять, ст… рожил – ст… рожил,
Изморо…

ь – изморо…ь, пр… зрение – пр… зрение,
плач?-плач?, пол… скать – пол… скать.

Можно ли определить написание буквы без контекста? Составьте со словами словосочетания, иллюстрирующие звуковую омонимию.Прим…рять –прим… рять, ст…

Слайд 9Смелый, храбрый, отважный, бесстрашный, удалой, лихой…
Так можно сказать о герое.


А как называются такие слова?

Смелый, храбрый, отважный, бесстрашный, удалой, лихой…Так можно сказать о герое. А как называются такие слова?

Слайд 10Синонимы - это слова одной
и той части речи,
обозначающие

одно и то же,
но различающиеся друг
от друга оттенками

лексического
значения и употреблением в речи

Синонимический ряд - группа синонимов, состоящая из двух и более слов, например: красный, алый, бордовый, багряный, кровавый.
В синонимическом ряду один из синонимов является главным. В приведенном примере основным является слово красный.

Синонимы - это слова одной и той части речи, обозначающие одно и то же, но различающиеся друг

Слайд 11Лексические Буря, ураган, шторм


Стилистические Тройка – трояк;
спать, почивать, дрыхнуть.


Синтаксические

Начать работу – приступить к работе.

Лексические Буря, ураган, штормСтилистические Тройка – трояк; спать, почивать, дрыхнуть.Синтаксические Начать работу – приступить к работе.

Слайд 12 Синонимы в речи служат:
1) для более точного

выражения мысли

(жаркий и теплый);
2) для выражения эмоциональной окраски
(упал и брякнулся);
3) как способ связи соседних предложений в тексте и устранения неоправданных повторов одного и того же слова
(Пушкин - солнце нашей литературы. Он является создателем русского литературного языка. Великий поэт оставил нам в наследство замечательные образцы художественной речи).
Синонимы в речи служат:  1) для более точного выражения мысли

Слайд 13 Градация
В художественной литературе используется прием нагнетания

синонимов, чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности.

Как ему до

сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?
Градация  В художественной литературе используется прием нагнетания синонимов, чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности.

Слайд 14Продолжите синонимический ряд:
работа – труд – … – …
влажный – мокрый –


бежать – спешить – …
тут – …
надо - …
зелёный

– изумрудный - … - …
Продолжите синонимический ряд:работа – труд – … – …влажный – мокрый – …бежать – спешить – … тут –

Слайд 15Антонимы – слова одной и той же части речи

с противоположным значением.
Свежий хлеб
Черствый хлеб
Различают контекстуальные антонимы, т.

е. слова, противопоставленные в определенном контексте

Не считай недруга овцой – считай волком
На Руси не все караси – есть и ерши.

Антонимы – слова одной и той же части речи  с противоположным значением.Свежий хлеб Черствый хлеб Различают

Слайд 16Черный - белый
Большой - маленький


Для сопоставления и противопоставления

Для чего нужны

в речи антонимы?

Черный - белыйБольшой - маленькийДля сопоставления и противопоставленияДля чего нужны в речи антонимы?

Слайд 17
Для большей художественной выразительности

Для большей художественной выразительности

Слайд 18Антитеза
Противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа.
Ты и убогая,

ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь.
(

Н.А.Некрасов)
АнтитезаПротивопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа.Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты

Слайд 19Закончите пословицу, подобрав антоним:
Глупый осудит, а … рассудит.
Волос длинный, да

ум …
У горькой беды нет … еды.
Худой мир лучше …

ссоры.

Закончите пословицу, подобрав антоним: Глупый осудит, а … рассудит.Волос длинный, да ум …У горькой беды нет …

Слайд 20Оксюморон
Стилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоставимых, взаимоисключающих понятий.
Пышное природы

увяданье, убогая роскошь наряда, горячий снег, живой труп.

ОксюморонСтилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоставимых, взаимоисключающих понятий.Пышное природы увяданье, убогая роскошь наряда, горячий снег, живой

Слайд 21Если мы правильно подберем к словам антонимы, то первые буквы

восстановленных нами слов, образуют
слово честность – останется прибавить лишь ь.


Грязный –
Искусственный –
Трусливый –
Мягкий –
Грубый –
Замкнутый –
Слабый –
Светлый –


Подумаем вместе

Если мы правильно подберем к словам антонимы, то первые буквы восстановленных нами слов, образуютслово честность – останется

Слайд 22Грязный –

чистый
Искусственный – естественный
Трусливый –

смелый
Мягкий – твердый
Старый – новый
Замкнутый - открытый
Слабый – сильный
Светлый – темный

Проверим

Грязный   –       чистыйИскусственный  – естественныйТрусливый   –

Слайд 23Отгадайте шарады.
Я – синоним осьминога,
А без

С – в метле нас много.
Я – антоним шума,

стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна
Называюсь…
Отгадайте шарады.  Я – синоним осьминога,  А без С – в метле нас много. Я

Слайд 24Паронимы (гр. pаrа - возле + onyma – имя) –

это однокоренные слова, которые похожи друг на друга по звучанию,

но различные по значению.
Паронимы (гр. pаrа - возле + onyma – имя) – это однокоренные слова, которые похожи друг на

Слайд 25Рыбный
-
рыбий
П П
Н Н
ЧР

ЧР
З = З
=
=
=

Рыбный - рыбий П   ПН   НЧР  ЧРЗ = З= = =

Слайд 26Для чего нужны паронимы в речи?
Для точного выражения мысли;
Для

усиления эмоциональности речи;
Для создания каламбуров.

Для чего нужны паронимы в речи? Для точного выражения мысли;Для усиления эмоциональности речи;Для создания каламбуров.

Слайд 27 В каком предложении вместо слова КОМИЧЕСКИЙ нужно употребить

КОМИЧНЫЙ?
1) В жизни вполне КОМИЧЕСКОЕ и вполне трагическое встречается редко.
2)

КОМИЧЕСКАЯ опера Бомарше сразу понравилась зрителям.
3) КОМИЧЕСКИЙ жест актера вызвал смех публики.
4) У этого клоуна КОМИЧЕСКОЕ выражение лица.

В каком предложении вместо слова КОМИЧЕСКИЙ нужно употребить КОМИЧНЫЙ?	1) В жизни вполне КОМИЧЕСКОЕ и вполне

Слайд 28 В каком предложении вместо слова КОМИЧЕСКИЙ нужно употребить

КОМИЧНЫЙ?
1) В жизни вполне КОМИЧЕСКОЕ и вполне трагическое встречается редко.
2)

КОМИЧЕСКАЯ опера Бомарше сразу понравилась зрителям.
3) КОМИЧЕСКИЙ жест актера вызвал смех публики.
4) У этого клоуна КОМИЧЕСКОЕ выражение лица.

В каком предложении вместо слова КОМИЧЕСКИЙ нужно употребить КОМИЧНЫЙ?	1) В жизни вполне КОМИЧЕСКОЕ и вполне

Слайд 29 В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНОЙ?
1) У

травянистого берега невидимые мушки и ВОДНЫЕ жуки вычерчивают на речной

глади сложные фигуры.
2) В дождливую погоду цветок запасается влагой и может долго обходиться своими ВОДНЫМИ запасами.
3) ВОДНЫЕ карнавалы стали популярными, особенно среди молодых людей.
4) Непродуманная мелиорация нарушила ВОДНЫЙ баланс в нашей местности.

В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНОЙ?1) У травянистого берега невидимые мушки и ВОДНЫЕ жуки

Слайд 30 В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНОЙ?
1) У

травянистого берега невидимые мушки и ВОДНЫЕ жуки вычерчивают на речной

глади сложные фигуры.
2) В дождливую погоду цветок запасается влагой и может долго обходиться своими ВОДНЫМИ запасами.
3) ВОДНЫЕ карнавалы стали популярными, особенно среди молодых людей.
4) Непродуманная мелиорация нарушила ВОДНЫЙ баланс в нашей местности.

В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНОЙ?1) У травянистого берега невидимые мушки и ВОДНЫЕ жуки

Слайд 311) Слова безвольного человека никогда не превращаются в действия, в

ПОСТУПКИ.
2) Этот юноша способен на благородные ПОСТУПКИ.
3) Ребята с

восторгом обсуждали самоотверженный ПОСТУПОК одноклассника.
4) В прежние времена за большие ПОСТУПКИ наказывали студентов солдатчиной.

1) Слова безвольного человека никогда не превращаются в действия, в ПОСТУПКИ.2) Этот юноша способен на благородные ПОСТУПКИ.3)

Слайд 321) Слова безвольного человека никогда не превращаются в действия, в

ПОСТУПКИ.
2) Этот юноша способен на благородные ПОСТУПКИ.
3) Ребята с

восторгом обсуждали самоотверженный ПОСТУПОК одноклассника.
4) В прежние времена за большие ПОСТУПКИ наказывали студентов солдатчиной.

1) Слова безвольного человека никогда не превращаются в действия, в ПОСТУПКИ.2) Этот юноша способен на благородные ПОСТУПКИ.3)

Слайд 33Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика