Слайд 1
Урок русского языка,
4 класс
Тема: Синонимы, антонимы, омонимы
Тип урока: открытие
нового знания
Слайд 2Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду кринку.
Вдруг
на мишку – вот напасть! –
Осы вздумали напасть.
Мишка
с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало,
Им за это и попало.
Слайд 3Омонимы – слова одинаковые по произношению и написанию, но разные
по лексическому значению.
Слайд 4Омоформы
Омофоны
Омографы
Снег сказал:
-Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечет, качая
стаю
Отраженных голубей.
-Вы, щенки! За мною ступайте!
Будет вам по калачу,
Да
смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу!
Замок – замок
Кружки- кружки
Стрелки - стрелки
Слайд 5Омонимы придают особую выразительность, остроту пословицам.
Каков ни есть, а
хочет есть.
На мирной ниве и на поле брани умей командовать
без брани.
Слайд 6Омонимия лежит в основе многих загадок.
Какие кошки мышей не ловят?
Оружие,
фрукты, камни-самоцветы, одно название – разные предметы.
Слайд 7Засыпает, напасть, прорыв, косой, стекла, мыла, дали, простой, второе, пили.
Составить
по два словосочетания со словами, показывающими омонимию данных слов.
Слайд 8Можно ли определить написание буквы без контекста?
Составьте со словами словосочетания,
иллюстрирующие звуковую омонимию.
Прим…рять –прим… рять, ст… рожил – ст… рожил,
Изморо…
ь – изморо…ь, пр… зрение – пр… зрение,
плач?-плач?, пол… скать – пол… скать.
Слайд 9Смелый, храбрый, отважный, бесстрашный, удалой, лихой…
Так можно сказать о герое.
А как называются такие слова?
Слайд 10Синонимы - это слова одной
и той части речи,
обозначающие
одно и то же,
но различающиеся друг
от друга оттенками
лексического
значения и употреблением в речи
Синонимический ряд - группа синонимов, состоящая из двух и более слов, например: красный, алый, бордовый, багряный, кровавый.
В синонимическом ряду один из синонимов является главным. В приведенном примере основным является слово красный.
Слайд 11Лексические Буря, ураган, шторм
Стилистические Тройка – трояк;
спать, почивать, дрыхнуть.
Синтаксические
Начать работу – приступить к работе.
Слайд 12 Синонимы в речи служат:
1) для более точного
выражения мысли
(жаркий и теплый);
2) для выражения эмоциональной окраски
(упал и брякнулся);
3) как способ связи соседних предложений в тексте и устранения неоправданных повторов одного и того же слова
(Пушкин - солнце нашей литературы. Он является создателем русского литературного языка. Великий поэт оставил нам в наследство замечательные образцы художественной речи).
Слайд 13 Градация
В художественной литературе используется прием нагнетания
синонимов, чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности.
Как ему до
сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?
Слайд 14Продолжите синонимический ряд:
работа – труд – … – …
влажный – мокрый –
…
бежать – спешить – …
тут – …
надо - …
зелёный
– изумрудный - … - …
Слайд 15Антонимы – слова одной и той же части речи
с противоположным значением.
Свежий хлеб
Черствый хлеб
Различают контекстуальные антонимы, т.
е. слова, противопоставленные в определенном контексте
Не считай недруга овцой – считай волком
На Руси не все караси – есть и ерши.
Слайд 16Черный - белый
Большой - маленький
Для сопоставления и противопоставления
Для чего нужны
в речи антонимы?
Слайд 17
Для большей художественной выразительности
Слайд 18Антитеза
Противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа.
Ты и убогая,
ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь.
(
Н.А.Некрасов)
Слайд 19Закончите пословицу, подобрав антоним:
Глупый осудит, а … рассудит.
Волос длинный, да
ум …
У горькой беды нет … еды.
Худой мир лучше …
ссоры.
Слайд 20Оксюморон
Стилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоставимых, взаимоисключающих понятий.
Пышное природы
увяданье, убогая роскошь наряда, горячий снег, живой труп.
Слайд 21Если мы правильно подберем к словам антонимы, то первые буквы
восстановленных нами слов, образуют
слово честность – останется прибавить лишь ь.
Грязный –
Искусственный –
Трусливый –
Мягкий –
Грубый –
Замкнутый –
Слабый –
Светлый –
Подумаем вместе
чистый
Искусственный – естественный
Трусливый –
смелый
Мягкий – твердый
Старый – новый
Замкнутый - открытый
Слабый – сильный
Светлый – темный
Проверим
Слайд 23Отгадайте шарады.
Я – синоним осьминога,
А без
С – в метле нас много.
Я – антоним шума,
стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна
Называюсь…
Слайд 24Паронимы (гр. pаrа - возле + onyma – имя) –
это однокоренные слова, которые похожи друг на друга по звучанию,
но различные по значению.
Слайд 25Рыбный
-
рыбий
П П
Н Н
ЧР
ЧР
З = З
=
=
=
Слайд 26Для чего нужны паронимы в речи?
Для точного выражения мысли;
Для
усиления эмоциональности речи;
Для создания каламбуров.
Слайд 27 В каком предложении вместо слова КОМИЧЕСКИЙ нужно употребить
КОМИЧНЫЙ?
1) В жизни вполне КОМИЧЕСКОЕ и вполне трагическое встречается редко.
2)
КОМИЧЕСКАЯ опера Бомарше сразу понравилась зрителям.
3) КОМИЧЕСКИЙ жест актера вызвал смех публики.
4) У этого клоуна КОМИЧЕСКОЕ выражение лица.
Слайд 28 В каком предложении вместо слова КОМИЧЕСКИЙ нужно употребить
КОМИЧНЫЙ?
1) В жизни вполне КОМИЧЕСКОЕ и вполне трагическое встречается редко.
2)
КОМИЧЕСКАЯ опера Бомарше сразу понравилась зрителям.
3) КОМИЧЕСКИЙ жест актера вызвал смех публики.
4) У этого клоуна КОМИЧЕСКОЕ выражение лица.
Слайд 29 В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНОЙ?
1) У
травянистого берега невидимые мушки и ВОДНЫЕ жуки вычерчивают на речной
глади сложные фигуры.
2) В дождливую погоду цветок запасается влагой и может долго обходиться своими ВОДНЫМИ запасами.
3) ВОДНЫЕ карнавалы стали популярными, особенно среди молодых людей.
4) Непродуманная мелиорация нарушила ВОДНЫЙ баланс в нашей местности.
Слайд 30 В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНОЙ?
1) У
травянистого берега невидимые мушки и ВОДНЫЕ жуки вычерчивают на речной
глади сложные фигуры.
2) В дождливую погоду цветок запасается влагой и может долго обходиться своими ВОДНЫМИ запасами.
3) ВОДНЫЕ карнавалы стали популярными, особенно среди молодых людей.
4) Непродуманная мелиорация нарушила ВОДНЫЙ баланс в нашей местности.
Слайд 311) Слова безвольного человека никогда не превращаются в действия, в
ПОСТУПКИ.
2) Этот юноша способен на благородные ПОСТУПКИ.
3) Ребята с
восторгом обсуждали самоотверженный ПОСТУПОК одноклассника.
4) В прежние времена за большие ПОСТУПКИ наказывали студентов солдатчиной.
Слайд 321) Слова безвольного человека никогда не превращаются в действия, в
ПОСТУПКИ.
2) Этот юноша способен на благородные ПОСТУПКИ.
3) Ребята с
восторгом обсуждали самоотверженный ПОСТУПОК одноклассника.
4) В прежние времена за большие ПОСТУПКИ наказывали студентов солдатчиной.