культуры речи указывали в своих работах М. М. Бахтин, Г.
О. Винокур, В. В. Виноградов, Б. Н. Головин, Л. И. Скворцов.
В психолого-педагогических исследованиях речевая сторона культуры общения раскрывается, как специфический вид деятельности (А. А. Брудный, А. А. Леонтьев, Е. Ф. Тарасов и др.) .
Она рассматривается и в целом ряде лингвистических работ, посвященных речевому этикету (А. А. Акишина, В. Г. Костомаров, Е. М. Верещагин,
В. Е. Гольдин, Л. П. Крысин, Т. А. Ладыженская, Н. И. Формановская) .
Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу. Он помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента, и воздействует на самочувствие людей, предотвращая негативные переживания.
В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям».