Слайд 1муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№29 «Журавушка» г. Сургут ХМАО-Югра
мультимедийная презентация
непосредственно
образовательной деятельности
(с детьми с 5 до 6 лет)
Тема:
«Путешествие в тайгу»
Подготовила и провела:
Баширова Р.А., воспитатель
Слайд 2
Тема: «Путешествие в тайгу»
Форма проведения НОД: сюжетно – игровая
(познавательного цикла)
Цель: формировать знания детей о родном крае – Югра.
Задачи:
Продолжать знакомить дошкольников детей с родным краем, коренными жителями Югры - ханты и манси. Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, к большой и малой Родине. Расширять знания детей о животном и растительном мире тайги. Напомнить правила поведения в лесу.
Закрепить: знания детей о растениях, животных тайги.
Формировать способности: внимательно слушать и слышать воспитателя, чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Развивать: любознательность, внимание, умение понимать поставленную задачу, способы её достижения, наблюдательность, познавательную и мыслительную активность;
- основные психические процессы: устойчивое внимание, воображение, цветовое восприятие, образное мышление.
- сенсорно – перцептивные процессы: аудиальные (слуховые), визуальные (зрительные).
- связную речь, грамматический строй речи, умение делать простые умозаключения, высказываться полными, развёрнутыми предложениями (3-4 слова в предложении ), сочетать существительные с глаголами и прилагательными.
Обогащение словаря: деревья: пихта, лиственница; животные: росомаха, рысь; рыбы: муксун, стерлядь; птицы: рябчик, тетерев, кулик, куропатка, орлан; ягоды: костяника, княженика, морошка.
Активизация словаря: Югра, Айпух, стойбище, туесок, тайга, карта-схема, снегоступы, ягель, мох.
Воспитывать: Воспитывать самостоятельность, дружелюбие. Прививать уважение, толерантное отношение к людям других национальностей. Воспитывать начала экологической культуры.
Слайд 3
Материал к НОД: Иллюстрации: пихта, лиственница, росомаха, рысь, муксун, стерлядь,
рябчик, тетерев, кулик, куропатка, орлан, костяника, княженика, морошка. Письмо, карта-схема.
Игрушки: заяц, щука, оленёнок, кукла ханты. Атрибуты к спектаклю: котомка, хлеб, морковь, рыба, мешок шишек, палка, пенёк, ружьё. Маски: олень, заяц, лиса, медведь. Для сказительниц украшение из бисера на голову. Для мужчин ханты рубашки. Гостинца: брусника в туеске, раскраски.
Предварительная работа
Работа с детьми.
Беседы о родном крае, поселке, коренных жителях Югры.
Цикл НОД по растительному и животному миру Югры.
Проведение акции по ознакомлению с родным краем.
Посещение хантыйского музея в детском саду. Знакомство с культурой и бытом хантов: чтение сказок и сказаний коренных жителей, рассматривание иллюстраций и фотографий. творческие альбомы-пересказы с иллюстрациями сказок Севера. Рисование национальных узоров и выставка сюжетных рисунков по теме «Югра – мой край родной». Прослушивание музыкальных инструментов (варган, бубен, нарсъюх), песен в записи.
Работа с родителями.
- Индивидуальные поездки с родителями в музей краеведения в деревне Русскинская.
- Консультация «Югра – мой край родной».
Практическая работа (совместная работа педагога и детей).
- Оформление альбомов: «Культура и быт народов ханты и манси», «Узоры и орнаменты хантов и манси»;
- Использование игр народов севера в свободной деятельности и на физкультурных занятиях.
- Театрализация сказок ханты;
- Рисование на тему «Девочка ханты», с последующей организацией выставки работ;
- Коллективный макет «Стойбище ханты»;
- Изготовление кукол «Акань», посуды под бересту, украшений из бисера.
Слайд 4Методы и приёмы, используемые в процессе НОД
Методы:
игровой - непосредственно
образовательная деятельность проводилась в сюжетно-игровой форме, звучание музыкального инструмента создало
радостную атмосферу;
наглядно - демонстрационный - работа с иллюстрациями, атрибутами;
проблемно-поисковый – собрать порванную карту, чтобы по ней дойти до мальчика Айпуха;
словесный – беседа, рассуждение, диалогическая и монологическая речь; совет, поощрение, напоминание.
Приемы:
игровой - НОД проходила в сюжетно - игровой форме;
решение проблемной ситуации – выполнение заданий персонажей;
сюрпризный – встречи с животными тайги на протяжении всего НОД;
показ, рассматривание - демонстрация иллюстративного материала;
обращение к опыту детей - результаты проектной деятельности «Югра – мой край родной», рассказывание стихотворений о родном крае, отрывок хантыйского народного танца зверей;
театрализация - драматизация хантыйской сказки «Ай пух»
совет, поощрение – в процессе НОД.
Методы и приемы соответствовали содержанию учебного материала, цели НОД, уровню развития детей, обеспечили сотрудничество педагога с детьми, организацию детей для достижения поставленной цели, мотивацию, умение использовать полученные знания в других видах деятельности, полноту и осознанность знаний и умений.
Индивидуальный подход к детям во время проведения НОД:
педагог при проведении НОД учитывала диагнозы детей, следила за осанкой воспитанников, за утомляемостью.
Детьми, испытывающими затруднения при выполнении заданий персонажи НОД ненавязчиво напоминал правила их выполнения. В процессе заданий, дети видели и исправляли допущенные ошибки. В результате - дети справились с поставленными задачами.
Реализация Федеральных Государственных Требований (ФГТ): интеграция полученных умений и навыков ребёнка через образовательные области, применяемые в ДОУ (физическая культура, здоровье, безопасность, музыка, познание, социализация, коммуникация); использование игровых ситуаций в процессе НОД.
Слайд 5Оборудование для непосредственно образовательной деятельности
Техническое оснащение: запись звучания варгана.
Образовательные ресурсы:
Детские сказки варьеганских ханты (на хантыйском и русском языках). /
Сост. Н.Б. Кошкарева / Отв. редактор А.С. Песикова. (Худож. П.В. Фризоргер). - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2006. - 108 с.
Лесные сказки: Хант. и манс. нар. сказки / Ред.-сост. Р.В. Привалова.— Сургут: Нефть Приобья, 2001
О чём говорит фольклор деревни Тугияны. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
«Ребенок в детском саду» с.79, №1 (2009).
"Хантыйский детский фольклор"/ Сост., предисл. и прим. С.Д. Дядюн, под редакцией В.Н. Соловар. - Екатеринбург: "Баско", 2008
Юганский заповедник. / Сост., А.С. Байкалова, Е.Г. Стрельников, О.Г. Стрельникова – Тюмень: СофтДизайн, 1998.
Слайд 6Организационный момент (2 мин.)
Чтение письма.
Работа с детьми: вызвать интерес
к занятию, желание участвовать в общем действии.
Настроить детей на
доброжелательную атмосферу.
Напомнить правила поведения в лесу.
Интеграция областей программы.
- коммуникация;
- социализация;
познание;
безопасность.
Проблемная ситуация (2 мин.)
Рассматривание карты: карта не вся.
Работа с детьми: развивать мышление. Расширить знания детей о безвредных для тайги видах передвижения. Продолжать формировать умение детей отвечать на вопрос полным предложением. Закрепить умение работать со схемой. Развивать пантомимику.
Интеграция областей программы.
- коммуникация;
- познание;
социализация;
физическая культура.
Слайд 7Основная часть (18 мин.)
Встреча с зайцем (4мин.)
Работа с детьми:
Уточнить
и закрепить знания детей о деревьях и животных тайги. Пополнить
словарь детей словами: пихта, лиственница; росомаха, рысь.
Интеграция областей программы:
- коммуникация;
- социализация;
- познание.
Встреча с щукой (4 мин.)
Работа с детьми:
Пополнить словарь детей и познакомить (иллюстрация) с рыбами: муксун, стерлядь; птицами: рябчик, тетерев, кулик, куропатка, орлан.
Закрепить знания детей о рыбах и птицах. Умение работать по схеме.
Интеграция областей программы.
коммуникация;
социализация;
познание.
Слайд 8
Встреча с оленёнком (4мин.)
Работа с детьми: продолжать формировать знания детей
о северных ягодах, пополнить словарь словами: костяника, княженика, морошка.
Интеграция
областей программы.
- коммуникация;
- здоровье;
познание.
Физкультминутка «Важенка и оленята» (1мин.)
Работа с детьми: снять психоэмоциональное напряжение. Предупредить утомление.Продолжать динамично двигаться в соответствии с текстом. Развивать имитационные способности.
Интеграция областей программы.
- познание;
коммуникация;
- безопасность.
Слайд 9Стойбище ханты (5мин.)
Работа с детьми: содействовать развитию интереса к малой
и большой Родине. Воспитывать любовь к родному посёлку, краю.
Прививать уважение,
толерантное отношение к людям других национальностей. Развивать речь, умение самостоятельно кратко рассказывать о своей семье. Вызвать желание вспомнить названия раннее прочитанных сказок народов Севера. Содействовать развитию артистизма, учить играть по ролям. Эмоционально воспринимать театрализованное действо. Познакомить с элементами хантыйского танца.
Интеграция областей программы.
познание;
коммуникация;
социализация;
музыка
- физическая культура
Слайд 10
Заключительная часть, итог. (3 мин).
Работа с детьми:
Воспитывать патриотические чувства, любовь
к родному краю, к большой и малой Родине. Формировать умение
анализировать. Вызвать желание вспомнить названия раннее прочитанных сказок народов Севера. Развивать интонационную выразительность при чтении стихотворения.
Интеграция областей программы.
коммуникация;
познание;
чтение художественной литературы;
музыка.