Слайд 1Работа с текстовой математической задачей
Учитель начальных классов
МБОУ ЦО № 27
г.
                                                            
                                    
Тулы
Смирнова Вера Валентиновна
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Новые стандарты для начальной школы ориентируют участников образовательного процесса на
                                                            
                                    
развитие универсальных учебных действий, являющихся основой достижения метапредметных результатов образования.
                                    
Обучение математике создаёт благоприятные предпосылки и возможности для развития у младших школьников логических УУД (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение и др.).
Важным разделом в преподавании математики являются текстовые задачи. Умение решать их базируется на основе анализа той ситуации, которая отражена в данной конкретной задаче, и перевода ее на язык математических отношений.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3При решении текстовых математических задач у обучающихся формируются:
 личностные УУД
                                                            
                                    
– терпение, настойчивость, воля, навыки самооценки и контроля, умения общения.
метапредметные
                                    УУД – совершенствуются логические умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, выявлять основную и второстепенную информацию в тексте; пробуждается интерес к самому процессу поиска решения, достигая цель, обучающиеся получают моральное удовлетворение;
предметные УУД – формируются математические понятия, понимание значения математики в повседневной жизни, повышается вычислительная культура.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Для формирования умения решать задачи учащиеся должны научиться:
исследовать текст, находить
                                                            
                                    
в нем нужную информацию;
 определять, является ли предложенный текст задачей,
                                    при этом выделяя в нем основные признаки этого вида заданий и его составные элементы и устанавливая между ними связи;
определять количество действий, необходимое для получения ответа на вопрос задачи;
 выбирать действия и их порядок, обосновав свой выбор.
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Подходы к обучению школьников решать задачи
	Все методические рекомендации, связанных с
                                                            
                                    
обучением младших школьников решению задач, рассматривается с точки зрения двух
                                    подходов.
	Один подход нацелен на формирование у учащихся умения решать задачи определённых типов – активно используется в традиционной школе.
Цель другого подхода – научить детей выполнять семантический и математический анализ текстовых задач, выявлять взаимосвязи между условием и вопросом, данными и искомыми и представлять эти связи в виде схематических и символических моделей. Это метод развивающего обучения. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6	При традиционном подходе дети сначала учатся решать простые задачи, а
                                                            
                                    
затем составные, включающие в себя различные сочетания простых задач.
	Методика обучения
                                    решению простых задач каждого вида сориентирована на три ступени: 
подготовительную, 
ознакомительную, 
закрепление. 
Работа с каждым новым видом составных задач ведётся так же.
 Решение составных задач (при данном подходе) сводится к разбиению их на ряд простых задач и последовательному решению. Процесс решения каждой составной задачи осуществляется поэтапно:
Ознакомление с содержанием задачи.
Поиск решения задачи.
Составления плана решения.
Запись решения и ответа.
Проверка решения задачи
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7	При развивающем подходе процесс решения задач (простых и составных) рассматривается
                                                            
                                    
как переход от словесной модели к модели математической или схематической.
                                    
	В основе осуществления этого перехода лежит семантический анализ текста и выделение в нём математических понятий и отношений (математический анализ текста). 
                                
                            							
														
						 
											
											
											
											
											
                            Слайд 12Задания для работы над задачей
Примеры заданий к задачам, предлагая которые
                                                            
                                    
можно предоставить ученикам возможность выбора, организовать разнообразную работу в группах,
                                    быть готовыми к покомпонентному формированию общего умения решать задачи.
1-й этап
Докажите, что этот текст является задачей.
Сделайте иллюстрацию к задаче.
Выполните схематический чертёж.
Выберите масштаб и постройте чертёж в масштабе.
Попробуйте сделать краткую запись задачи.
Выберите неизвестное, обозначьте его буквой и переформулируйте весь текст задачи при помощи выражений с переменной.
Что можно изменить в тексте задачи, чтобы можно было сделать к ней схематический рисунок? Сделай это.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 132-й этап
Найди план решения задачи по чертежу.
Запиши рассуждения «от условия»
                                                            
                                    
в таблицу.
Оформите рассуждения «от условия» схемой.
Оформите рассуждения «от вопроса» схемой.
Запишите
                                    рассуждения «от вопроса» в таблицу.
Составь хотя бы одно уравнение к данной задаче.
Решите задачу смешанным методом, пользуясь схематическим чертежом.
Используя чертёж, выполненный в масштабе, решите задачу геометрическим методом.
 Решите задачу алгебраическим методом.
Найдите два способа решения данной задачи
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 143-й этап
Запишите арифметическое решение задачи выражением.
Запишите арифметическое решение задачи по
                                                            
                                    
действиям с вопросами.
Запишите арифметическое решение задачи по действиям с пояснением.
Сделайте
                                    два варианта записи по действиям: 
      а) с наименованиями;
      б) без наименований.
4-й этап
Выполните проверку решения задачи одним из способов.
Проверьте, правильно ли найден ответ, подставкой полученного результата в условие задачи.
Составьте одну задачу, обратную данной, если известен ответ задачи.
5-й этап
Проанализируй ход своего решения, был ли он рациональным. 
	
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Можно увидеть, что перечисленные задания формируют у младших школьников общее
                                                            
                                    
умение решать задачи.