Слайд 1Работа с текстовой математической задачей
Учитель начальных классов
МБОУ ЦО № 27
г.
Тулы
Смирнова Вера Валентиновна
Слайд 2Новые стандарты для начальной школы ориентируют участников образовательного процесса на
развитие универсальных учебных действий, являющихся основой достижения метапредметных результатов образования.
Обучение математике создаёт благоприятные предпосылки и возможности для развития у младших школьников логических УУД (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение и др.).
Важным разделом в преподавании математики являются текстовые задачи. Умение решать их базируется на основе анализа той ситуации, которая отражена в данной конкретной задаче, и перевода ее на язык математических отношений.
Слайд 3При решении текстовых математических задач у обучающихся формируются:
личностные УУД
– терпение, настойчивость, воля, навыки самооценки и контроля, умения общения.
метапредметные
УУД – совершенствуются логические умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, выявлять основную и второстепенную информацию в тексте; пробуждается интерес к самому процессу поиска решения, достигая цель, обучающиеся получают моральное удовлетворение;
предметные УУД – формируются математические понятия, понимание значения математики в повседневной жизни, повышается вычислительная культура.
Слайд 4Для формирования умения решать задачи учащиеся должны научиться:
исследовать текст, находить
в нем нужную информацию;
определять, является ли предложенный текст задачей,
при этом выделяя в нем основные признаки этого вида заданий и его составные элементы и устанавливая между ними связи;
определять количество действий, необходимое для получения ответа на вопрос задачи;
выбирать действия и их порядок, обосновав свой выбор.
Слайд 5Подходы к обучению школьников решать задачи
Все методические рекомендации, связанных с
обучением младших школьников решению задач, рассматривается с точки зрения двух
подходов.
Один подход нацелен на формирование у учащихся умения решать задачи определённых типов – активно используется в традиционной школе.
Цель другого подхода – научить детей выполнять семантический и математический анализ текстовых задач, выявлять взаимосвязи между условием и вопросом, данными и искомыми и представлять эти связи в виде схематических и символических моделей. Это метод развивающего обучения.
Слайд 6 При традиционном подходе дети сначала учатся решать простые задачи, а
затем составные, включающие в себя различные сочетания простых задач.
Методика обучения
решению простых задач каждого вида сориентирована на три ступени:
подготовительную,
ознакомительную,
закрепление.
Работа с каждым новым видом составных задач ведётся так же.
Решение составных задач (при данном подходе) сводится к разбиению их на ряд простых задач и последовательному решению. Процесс решения каждой составной задачи осуществляется поэтапно:
Ознакомление с содержанием задачи.
Поиск решения задачи.
Составления плана решения.
Запись решения и ответа.
Проверка решения задачи
Слайд 7 При развивающем подходе процесс решения задач (простых и составных) рассматривается
как переход от словесной модели к модели математической или схематической.
В основе осуществления этого перехода лежит семантический анализ текста и выделение в нём математических понятий и отношений (математический анализ текста).
Слайд 12Задания для работы над задачей
Примеры заданий к задачам, предлагая которые
можно предоставить ученикам возможность выбора, организовать разнообразную работу в группах,
быть готовыми к покомпонентному формированию общего умения решать задачи.
1-й этап
Докажите, что этот текст является задачей.
Сделайте иллюстрацию к задаче.
Выполните схематический чертёж.
Выберите масштаб и постройте чертёж в масштабе.
Попробуйте сделать краткую запись задачи.
Выберите неизвестное, обозначьте его буквой и переформулируйте весь текст задачи при помощи выражений с переменной.
Что можно изменить в тексте задачи, чтобы можно было сделать к ней схематический рисунок? Сделай это.
Слайд 132-й этап
Найди план решения задачи по чертежу.
Запиши рассуждения «от условия»
в таблицу.
Оформите рассуждения «от условия» схемой.
Оформите рассуждения «от вопроса» схемой.
Запишите
рассуждения «от вопроса» в таблицу.
Составь хотя бы одно уравнение к данной задаче.
Решите задачу смешанным методом, пользуясь схематическим чертежом.
Используя чертёж, выполненный в масштабе, решите задачу геометрическим методом.
Решите задачу алгебраическим методом.
Найдите два способа решения данной задачи
Слайд 143-й этап
Запишите арифметическое решение задачи выражением.
Запишите арифметическое решение задачи по
действиям с вопросами.
Запишите арифметическое решение задачи по действиям с пояснением.
Сделайте
два варианта записи по действиям:
а) с наименованиями;
б) без наименований.
4-й этап
Выполните проверку решения задачи одним из способов.
Проверьте, правильно ли найден ответ, подставкой полученного результата в условие задачи.
Составьте одну задачу, обратную данной, если известен ответ задачи.
5-й этап
Проанализируй ход своего решения, был ли он рациональным.
Слайд 15Можно увидеть, что перечисленные задания формируют у младших школьников общее
умение решать задачи.