Слайд 1Развитие мелкой моторики
пальцев рук
как один из аспектов
формирования
речи ребенка.
Слайд 2П о ч е м у
человек, не находящий нужного
слова для объяснения, часто помогает себе жестами?
ребенок, сосредоточенно пишущий,
рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь?
Слайд 3Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук.
Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих
импульсы в центральную нервную систему.
Слайд 4
Формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием
кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.
Слайд 5Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые
игры». Пальчиковая гимнастика развивает ловкость подвижность, а веселые стишки помогают
снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно – от движений пальцев рук.
Слайд 6Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие
в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает – задерживается
и развитие речи. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Учеными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным. Гимнастика для пальчиков помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности. Следовательно, работа по тренировке тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, а также способствует профилактике и преодолению нарушений речи.
Слайд 7Чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший
положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и
коррекцию речевых нарушений.
Для стимуляции речевой функции вполне достаточно 5-10 мин ежедневных занятий на развитие мелкой моторики. Как играть в пальчиковую игру? Во время пальчиковых игр садитесь друг напротив друга. Для ребенка до 3 лет хорошим результатом будет умение выполнять правильные движения пальчиками в то время, когда говорит взрослый. Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:
взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит;
взрослый выполняет движения руками ребенка;
3) ребенок выполняет движение своими руками.
Слайд 8Этапы
проведения пальчиковой гимнастики:
Выполнение упражнения ведущей рукой:
узнавание упражнения по символической
картинке и названию;
словесная инструкция взрослого для уточнения элементов упражнения;
напоминание взрослого
прилагать мышечное усилие;
повторение упражнений необходимое число раз;
увеличение темпа выполнения упражнений по мере усвоения навыка движений.
Выполнение упражнения другой рукой.
Расслабление кисти руки после каждого упражнения
Слайд 9Формы работы
по развитию мелкой моторики.
Слайд 10
Упражнения с кистями и пальцами рук
Движения пальцев,
передающие
динамические образы
Статичные
изображения
пальцами предметов,
образов окружающего мира
Движения сопротивления
Слайд 11Активные движения пальцев
в ритме сопровождающего игру текста
в стихотворной
форме
Раз — кружок,
два — кружок,
Раз — шажок,
два
— шажок.
Наши пальчики шагают,
На кружочки наступают.
Слайд 16Действия с мячиком, шариком, орехами
Слайд 18Действия с толстыми нитками,
шнурами, веревкой, проволокой.
Слайд 19Пальчиковые игры
с пластилином, песком
Слайд 22Действия с разными предметами
с крупой, семенами
прищепками
пуговицами
Слайд 25Литература:
ЗажигинаО.А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного
оборудования», Спб-2014 Детство
Бачина О.В., Коробова Н.Ф. «Пальчиковая гимнастика с
предметами» Москва, издательство «АРКТИ», 2006г.
Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук», Москва, ООО «ТЦ Сфера», 2005г.
Галкина Г.Г., Т.И. Дубинина «Пальцы помогают говорить», Москва, издательство «Гном и Д», 2006г.
Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду», Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2006г.
Петрова Н. «Если ребенок плохо говорит», Москва – Санкт-Петербург, издательство «Диля», 2005г.
Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками – развиваем речь», Москва, издательство «Центрполиграф», 2005г.