Слайд 1
КГКП Я\С№8 «Теремок»
г.Экибастуз
«Развитие речи дошкольников через приобщение детей к художественной
литературе»
Комок Марина Михайловна
Слайд 2«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
Дидро
«Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека»
В.А.Сухомлинский
«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека»
В.Г.Белинский
Слайд 3Цели:
1. развитие интереса к художественной литературе;
2. формирование литературного вкуса;
3. воспитание будущего читателя.
Задачи:
1. познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами), произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками); с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами;
2. обогатить лексику, помочь сформировать грамотную речь;
3. способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слуха, памяти, внимания, воображения);
4. воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.
Слайд 4Актуальность:
Социологические исследования в нашей стране и за рубежом
выявили следующие тенденции:
заметное снижение интереса к чтению
резкое сокращение доли
чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео-и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни;
Неумение читать, непонимание смысла текста затрудняют обмен информацией, влияют на качество образования, делают человека уязвимым в общении, в в аргументации сказанного. Почти невозможной становится межкультурная коммуникация, ослабляются поколенческие связи.
Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста; когда ребенок еще только слушатель. В процессе общения с книгой ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и главное, учится думать, анализировать, у ребенка развивается воображение, образное мышление, речь, умение и навыки восприятия речевого сообщества, формируется нравственная и культурная основа личности.
Слайд 5Дети дошкольного возраста – слушатели,
а не читатели.
Художественное произведение доносит
до них педагог.
Чтение – разглядывание является одним
из
любимых занятий дошкольников.
«Книга – наш верный друг
Это знают все вокруг
Книга, сказку расскажи
И картинки покажи».
Слайд 6Принципы формирования круга детского чтения
Психологические
Учет возрастных особенностей,
особенностей восприятия художествен-
ного произведения.
Педагогические Воспитательная ценность, доступность,
наглядность, занимательность, динамич-
ность сюжета.
Литературоведческие Наличие всех видов литературы: проза,
поэзия, драма, всех видов искусства:
фольклор, худ. литература, разнообразие
жанров ( сказки, заклички, приговорки,
стихи, рассказы, энциклопедии и т.д.)
Историко-литературные Наличие произведений русской литерату
ры и литературы народов мира, темати-
ческое разнообразие (природа, дружба,
животный мир, семья, детство, война,
долг, честь, человек и техногенный мир),
учет сезона.
Слайд 7Использование межпредметных связей в воспитании дошкольника-читателя
Чтение художественной литературы:
- Коммуникация (пересказ
литературных произведений, сочинительство)
-Познание (ознакомление с библиотекой, с историей возникновения книги,
бумаги, письменности).
-Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация) по мотивам произведения.
-Труд (ремонт книг, изготовление книжек – самоделок, изготовление закладок для книг.
-Формирование математических представлений (интегрированные занятия).
-Социализация (театрализованная деятельность, игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Театр»), дидактические игры, настольно-печатные игры (лото, кубики).
Музыка.
Слайд 8Методы работы по приобщению детей к чтению книг.
Словесные:
Чтение
художественных произведений;
Беседы по прочитанному;
Вопросы к детям по содержанию произведений;
Заучивание наизусть;
Пересказ
произведений;
Выразительное чтение.
Практические:
игры-драматизации;
Дидактические игры;
Элементы инсценирования;
Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);
Театрализованная деятельность.
Наглядные:
Показ иллюстраций, картинок, игрушек;
Просмотр видеороликов, фильмов;
Оформление выставок;
Моделирование, схемы;
Использование разных видов театра.
Слайд 11Приемы работы в работе с литературными текстами.
Выделение основной идеи произведения;
Определение
характера героев;
Узнавание произведения по отрывку;
Разыгрывание фрагментов;
Разыгрывание текста по ролям;
Подбор пословиц,
поговорок, картинок к тексту;
Отгадывание загадок.
Рассматривание иллюстраций.
Анализ литературного текста учит детей вдумываться, вглядываться в текст, видеть глубину содержания, следить за мыслью автора, выявить степень и правильность понимания детьми услышанного, скорректировать их восприятие, ответить на детские вопросы.
При работе над текстом педагог учит детей тому, как надо поступить, воспитывает в них положительные качества, учит правильно выражать свои мысли, оформлять высказывание.
Слайд 13Формы проведения литературных конкурсов
Интеллектуальные игры (КВН, викторины, турниры).
Конкурсы чтецов и
рассказчиков.
Конкурсы книг – самоделок.
Цель литературных конкурсов:
Развитие речевой активности;
Совершенствование
выразительности речи (интонации, темпа, ритма);
Формирование артистических способностей, воображения, умения мысленно представлять события и героев литературных произведений;
Формирование положительного образа я.
Слайд 14Темы литературных конкурсов:
О людях;
Фольклор;
О временах года;
О природе;
О животных;
На нравственные темы;
Авторские
(по одному художественному произведению, по творчеству одного автора, по произведениям
разных авторов).
Методы и приемы, используемые во время проведения литературных конкурсов
Отгадывание кроссвордов, ребусов, загадок;
Драматизация;
Игровые задания;
Настольно-печатные игры;
Исполнение литературных произведений;
Иллюстрации, игрушки, картинки
Книгоиздательство;
Слайд 15 Деятельность по приобщению детей к чтению книг в
свободное от занятий время
Оформление макетов;
Оформление тематических выставок;
Организация «книжной больницы»;
Проведение недели
детской книги;
Экскурсия в библиотеку СОШ №12;
Создание библиотеки в группе;
Сотрудничество с детской городской библиотекой.
Слайд 16Библиотека ДОУ «Страна Читания»
Цель библиотеки: формирование основ базовой культуры личности,
всестороннее развитие воспитанников, подготовка детей к жизни в современном обществе.
Задачи
библиотеки:
Воспитать культуру чтения.
Формировать первоначальные навыки пользования библиотечным фондом, знакомство с элементарными библиотечно-библиографическими понятиями (абонемент, читальный зал, библиотекарь, формуляр, разделы книг).
Воспитать у дошкольников потребность в общении с книгой.
Организация содержательного досуга детей.
Обеспечить воспитанникам доступа к культурным ценностям посредством пользования библиотечно-информационными ресурсами на различных носителях (книжный фонд, фонд периодических изданий), магнитном (фонд аудио-и видео кассет), цифровом (СД-дисков).
Пропаганда чтения как фактора, содействующего становлению всесторонне развитой личности.
Слайд 17Функции библиотеки:
Библиотечно-информационное обслуживание воспитанников;
Предоставление литературы;
Организация обучения первоначальным навыкам пользования библиотечным
фондом, знакомство с элементарными библиотечно-библиографическими понятиями;
Организация выставок, мероприятий, направленных на
развитие общей и читательской культуры личности.
Организация деятельности библиотеки:
1. Библиотечным фондом могут пользоваться педагоги и воспитанники всех возрастных групп в соответствии с учебным и воспитательным планом дошкольного учреждения.
Слайд 18Сотрудничество с детской городской библиотекой
Формы работы:
Экскурсии по ознакомлению с работой
библиотеки, с книжным фондом.
Совместное проведение праздников, викторин, интеллектуальных игр, занятий,
громкие чтения.
Цель: установить связь между ДОУ и городской детской библиотекой по приобщению детей к чтению книг.
Задачи:
познакомить детей с культурными ценностями, с библиотечным фондом;
Вызвать желание записаться и посещать библиотеку совместно с родителями, принимать участие в различных совместных мероприятиях, организованны работниками библиотеки.
Слайд 19Сотрудничество с родителями по приобщению детей к чтению книг.
Формы работы.
Просветительская
Консультативная
Информационная
-родительские собрания -групповые и индиви- - устная и письме-
дуальные консультации нная информация
-родительские лектории - привлечение родителей - газета
для решения вопросов
общих для семьи и ДОУ
выставка книг
дискуссии
семинары-практикумы
конкурсы
Цель: оказание консультативной, информационной и просветительской помощи.
Задачи: 1.заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к книге
2. привлечь к помощи в проведении разнообразных мероприятий в ДОУ (праздниках, конкурсах, выставках, проектах).
3.способствовать восстановлению традиций семейного совместного чтения с детьми.
Слайд 20Выводы:
Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к
чтению книг с опорой на разнообразные формы работы с детьми,
родителями, общественностью позволяет:
Повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей;
Создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;
Помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.
Слайд 27Интелектуальный марафон «Дружим с книгой!»
Слайд 30Семинар для воспитателей
«Критерии подбора художественных произведений для чтения детям»
Слайд 31Связь с библиотекой
«Громкие чтения»