Слайд 1МБДОУ «Детский сад №22 «Синяя птица»
Средняя группа №1 «Бабочки»
Развитие творческих
способностей детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Воспитатель:
Зинченко Татьяна Николаевна
Слайд 2Тема самообразования
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Цель
самообразования:
Расширить собственное представление об экспериментальной деятельности, ее влияние на
развитие творческих способностей детей.
Слайд 3
Актуальность темы:
По данной теме самообразования
за весь период работы были проведены занятия по опытно- экспериментальной
деятельности, консультации для родителей.
Мною разработаны конспекты следующих занятий: «Вода - основа жизни, ее свойства и состояние, круговорот воды в природе»; «Как образуется снег и лед, их физические свойства»; «Мир ткани и бумаги. Из какого материала карнавальная маска прочее»; «Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды»; «Соль- друг или враг»
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательных, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке. А это во многом зависит от нас. Ребенок раннего возраста уже является исследователем, проявляя живой интерес к различным родам исследовательской деятельности , в частности к экспериментированию. Главной задачей для нас является – поддерживать и развить интерес ребенка к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условиям.
Слайд 4План работы по теме самообразования
Слайд 5
Тематический план по организации поисково - исследовательской деятельности детей
во второй младшей группе
Слайд 6
Тематический план по организации поисково - исследовательской деятельности детей
во второй младшей группе
Слайд 7
Дидактический, наглядный материал
Мною была организована предметно-развивающая среда
для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей. Оформлены:
- уголок природы с
разнообразными комнатными растениями.
-мини-лаборатория с набором элементарных приборов:
специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки)
природный материал (камешки, песок, семена)
утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки и т. д.)
центр «Кулинария» ( мука. сахар, соль, различные виды круп)
прочие материалы (лупы, термометры, весы)
домашний огород
дидактический материал
Также была создана картотека опытов и экспериментов для занятий.
Слайд 8Во второй младшей группе я использовала для диагностики методику «Выбор
деятельности» (Л.Н. Прохорова)
Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского
экспериментирования в предпочтениях детей.
На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
1 – игровая;
2 – чтение книг;
3-изобразительная;
4-детское экспериментирование;
5- труд в Уголке природы;
6-конструирование из разных материалов.
Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора.
Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий - 1 бал.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе, результат оформляют в таблицу.
:
Слайд 9Свою работу мы начали с анкетирования родителей, где выявили их
отношение и роль в развитии поисково-исследовательской активности в семье. Обработка
результатов анкетирования выявила, что 34,7% родителей считают исследовательскую деятельность одним из условий интеллектуального развития детей, 17,7% поощряют такую деятельность и способствуют созданию условий для организации детского экспериментирования дома, и лишь 15,2% родителей поддерживают интерес детей к экспериментированию, оказывают не только эмоциональную поддержку, но и включаются в совместную деятельность. Исследование детей второй младшей группы «Бабочки» на начало года, по методике (Л. Н. Прохоровой) «Выбор деятельности» на предпочитаемый вид деятельности показало, что 27,4% выбрали игровую деятельность 20,7% изобразительную, 17,6% конструирование, 19,7% исследовательскую, 14,6% чтение книг. В апреле 2014 года детское экспериментирование - заняло 2 место, набрав 21%,после игровой деятельности (28,3%), затем изобразительная деятельность (19%),конструирование (18,3%) и чтение книг(13,4).
Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря систематической работе по детскому экспериментированию, я смогла заинтересовать детей, у детей появился активный познавательный интерес к объектам живой и неживой природы и экспериментов с ними.
Слайд 10Диагностика в средней группе «Бабочки » за 2014- 2015 г
1
Умение видеть и выделять проблему
2.Умение принимать и ставить цель
3. Умение
решать проблемы
4. Умение анализировать объект или явление
Слайд 115.Умение выделять существенные признаки и связи
6.Умение сопоставлять различные факты
7. Умение
выдвигать гипотезы, предположения
8.Умение делать выводы
Слайд 13Результат работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного
возраста средствами экспериментальной деятельности.»
Данная тема была взята мной
с 2012 года, работа проводилась с детьми старшей группы, а затем была продолжена во второй младшей и средней группе. В начале периода деятельности был разработан собственный план по самообразованию, где было установлено содержание работы и сроки выполнения. Я изучала теоретический материал, определяла основные формы работы, составила перспективный план, мною были разработаны основные занятия, консультации для родителей по изучаемой теме. В течении всего периода создавалась предметно-развивающая среда для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей, мною была создана картотека опытов и экспериментов.
В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребенок учится говорить, мыслить, общаться. Познание мира живой и неживой природы, установление причинно- следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. Вот и получается, что наблюдать, пробовать, экспериментировать детям очень нравится. Они это любят. Их это увлекает. А моя задача как педагога– помочь детям в проведении этих исследований. Цель нашей совместной работы является - развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности. Эту цель можно реализовать при решении следующих задач: вызвать у детей интерес к поисковой деятельности, учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, развивать личностные качества - целеустремлённость, настойчивость, решительность
Слайд 14И в первую очередь для реализации поставленных задач необходимо создать
условия в предметно- развивающей среде группы. Примером такой развивающей среды
становятся созданная в группе уголка «Юный исследователь». Одно из направлений детской опытно- экспериментальной деятельности, которое мы активно используем - опыты. Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производятся в специально организованных условиях. Мы проводим их, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной, и совместной с воспитателем . При проведении опытов, экспериментов необходимо придерживаться некоторых правил: познавательная задача эксперимента должна быть ясно и чётко сформулирована; тема должна быть интересна ребёнку, должна увлечь его, она должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу. В ней необходим элемент неожиданности, необычности, любое занятие педагог разрабатывает так, чтобы вопросы и задачи были точные, последовательность действия такая, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно. Очень важно, чтобы в процессе проведения опытов был задействован каждый ребёнок.
На основном этапе работы мы экспериментировали с песком, водой, воздухом, солнечным светом, наблюдали за жизнью растений.
В результате проделанной работы у детей улучается мышление, фантазия, воображение, развивается с помощью наглядных средств (условных знаков, символов, моделей, схем) познавательный опыт, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, видят красоту окружающего мира. Наши дети в результате проделанной работы становятся более любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке.
Считаю, что все цели и задачи, поставленные передо мной выполнены в полном объеме.