Разделы презентаций


Роль родного языка и речи в развитии ребенка

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей (СНОСКА: См.: Концепция

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1РОЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА И РЕЧИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

РОЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА  И РЕЧИ  В  РАЗВИТИИ  РЕБЕНКА

Слайд 2Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных

приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном

воспитании как общая основа воспитания и обучения детей
(СНОСКА: См.: Концепция дошкольного воспитания. – М.,1989).
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается

Слайд 3Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин

в школьном и последующем образовании.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
развитием сознания
развитием личности в

целом

познанием окружающего мира

Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. РАЗВИТИЕ РЕЧИразвитием

Слайд 4На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С.

Выготский пришел
к следующему выводу:
«Есть все фактические и теоретические основания

утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи»

(Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения).

На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу:«Есть все фактические

Слайд 5В первую группу входят характеристики, согласно которым язык – средство:


общения как формы социального взаимодействия;
присвоения общественно-исторического, социального опыта, т.е.

социализации;
приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка).

Таким образом, здесь язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми. Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной функцией речи.

И. А. Зимняя, анализируя язык и речь, условно выделяет три группы функциональных характеристик языка (в широком смысле).

Это характеристики, обеспечивающие:
а) социальные,
б) интеллектуальные
в) личностные функции человека

В первую группу входят характеристики, согласно которым язык – средство: общения как формы социального взаимодействия; присвоения общественно-исторического,

Слайд 6Вторую группу составляют характеристики языка, посредством которых реализуются интеллектуальные функции

человека.

Эти характеристики определяют язык как средство:
номинации (наименования) и

индикации (обозначения) действительности;
обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и уточнения понятийного аппарата человека;
опосредствования высших психических функций человека;
развития познавательных интересов;
удовлетворения коммуникативной и познавательной потребностей (форма существования и выражения эмоционально-волевой сферы).

Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития человека.
Вторую группу составляют характеристики языка, посредством которых реализуются интеллектуальные функции человека. Эти характеристики определяют язык как средство:

Слайд 7Третью группу составляют «личностные» характеристики языка.

Здесь он выступает в

качестве средства:
осознания человеком собственного «Я»
рефлексии, самовыражения и саморегуляции.

Данная

группа характеристик языка показывает его роль в самопознании личности.
В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей.
Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания.
Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.
Третью группу составляют «личностные» характеристики языка. Здесь он выступает в качестве средства: осознания человеком собственного «Я» рефлексии,

Слайд 8Специфику проявления названных характеристик при овладении родным языком в обобщенном

виде, в таблице.
Функциональные характеристики родного языка

Специфику проявления названных характеристик при овладении родным языком в обобщенном виде, в таблице.Функциональные характеристики родного языка

Слайд 9В этом смысле А. А. Леонтьевым выделяется еще одна функция

языка – национально-культурная.
Она ярко охарактеризована и в работах К.

Д. Ушинского, показавшего национальные особенности родного языка и его роль в воспитании национального самосознания.

Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.

В этом смысле А. А. Леонтьевым выделяется еще одна функция языка – национально-культурная. Она ярко охарактеризована и

Слайд 10В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его

эстетической функции.
Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку –

это формирование эстетических чувств.
В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство.
Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству.
Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания.
Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку.
Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.
В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения

Слайд 11Творцом человека выступает конкретная предметно-практическая деятельность, в процессе которой люди

взаимодействуют, вступают в различные формы общения.
Вместе с тем, говоря о

роли языка и речи в развитии личности ребенка, следует помнить предостережение
А. Н. Леонтьева, что «хотя языку принадлежит огромная, действительно решающая роль, однако язык не является демиургом (Бог-Творец, создатель мира) человеческого в человеке»

(СНОСКА: Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1981. – С378).

Творцом человека выступает конкретная предметно-практическая деятельность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения.Вместе с

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика