Слайд 1Русские народные инструменты
4 класс
Слайд 2ДОМРА - струнный инструмент, получивший распространение в 16 - 17 вв.
преимущественно среди скоморохов. Современная домра была реконструирована в 1896 году
В.В. Андреевым на основе вятской балалайки с полусферическим корпусом, которую Андреев считал прямой наследницей древнерусской домры. Корпус делают из гнутых клепок, дека плоская, с круглым резонаторным отверстием в середине. На грифе врезаны металлические лады, дающие хроматический звукоряд. Струны стальные, крепятся к пуговке в нижней части корпуса и к механическим колкам вверху. На верхней деке под струнами находится подставка. Звук извлекается с помощью медиатора.
Слайд 3БАЛАЛАЙКА - сравнительно молодой музыкальный инструмент. Первое упоминание о ней в
письменных памятниках относится к 1715 году (Голиков И.И. Дополнения к
деяниям Петра Великого, т. 10. М., 1792, с. 242). Возможно, она возникла как некое ответвление древнерусской домры и вскоре, получив необычайно широкое распространение, вытеснила ряд других инструментов, в том числе и домру.
O популярности балалайки в деревенском и городском музыкальном быту красноречиво говорят многочисленные лубки и различные народные картинки. Применение балалайки в музыкальной жизни народа было весьма разнообразным: на ней исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей.
Слайд 4БАЯН - один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время
хроматических гармоник.
Баян отличается большой полнотой и силой звука, на нем
возможно исполнение сложных музыкальных произведений. Баян впервые был сконструирован в начале настоящего столетия П.Е. Стерлиговым и другими русскими инструментальными мастерами. Известный гармонист-исполнитель Я.Ф. Орланский-Титаренко, также принимавший участие в создании инструмента, предложил назвать его именем легендарного древнерусского поэта, певца и музыканта Бояна (Баяна).
Слайд 5РОЖОК изготовляют из березы, клена или можжевельника. По утверждению некоторых рожечников,
лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки. В прошлом их выделывали
тем же способом, что и пастушеские рога, то есть из двух половин, скрепленных берестой; в настоящее время их вытачивают на токарном станке.
Звукоряд рожка диатонический, в пределах квинты и сексты. Звук рожка довольно сильный, но мягкий. На рожке исполняют песни, танцы и сопровождают хоровое пение. На основе типового инструмента были созданы ансамблевые разновидности рожков: малые дискантовые рожки, получившие образное название "визгунки", и крупные, звучащие октавой ниже - басовые. Ансамблевые рожки имеют 6 игровых отверстий, из которых верхнее располагается на тыльной стороне. Звукоряд рожков диатонический, в пределах септимы, но опытные исполнители путем передувания расширяют его до полутора октав.
Слайд 6ЖАЛЕЙКА - небольшая трубочка из ивы или бузины, длиной 100 -
150 мм, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным
язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. В стволе имеется от 3 до 7 игровых отверстий, дающих диатонический звукоряд; диапазон зависит от количества отверстий. Существуют и парные жалейки. Они имеют 2 самостоятельные трубки с пищиками, но общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно, наиболее часто встречаются 2 и 5, 3 и 5, 3 и 6 и в виде исключения - 5 и 5.На парных жалейках, как и на свирели, можно исполнять и одноголосные, и двухголосные мелодии. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные - в южных. (Появлению парных жалеек на юге, возможно, способствовала свирель.)
Слайд 7СВИРЕЛЬ - парная продольная свистковая флейта с двумя не скрепленными между
собой стволами из ивы, клена, черемухи. Головки стволов имеют клювовидную
форму; в нижних частях стволов вырезано или выжжено по 3 игровых отверстия, из которых два - на лицевой стороне и одно - на тыльной.Во время игры "клювы" берут в рот, а стволы держат несколько наклонно вниз, раздвигая под острым углом друг к другу; пальцы обеих рук накладывают на отверстия соответствующих стволов.
По звукоряду свирель представляет собой как бы разделенную на две части сопель: ее стволы настроены между собой в кварту и в целом дают диатонический звукоряд, равный звукоряду сопели. В отличие от последней, на свирели возможно двухголосное исполнение. Звучит она нежно, негромко и даже при передувании менее резко, чем сопель. Инструмент наиболее распространен в Смоленской, Орловской и Могилевской областях. В начале ХХ в. мастерские села Малашкино (Смоленская губерния), а затем и другие кустари стали выделывать высококачественные свирели, украшенные орнаментом.
Слайд 8ГУСЛИ - прямоугольные (столообразные) наиболее сложный по конструкции тип русских гуслей
в виде продолговатого плоского ящика с крышкой. Струны у старинных
инструментов латунные, а у более современных - стальные; басовые, кроме того, обвиты струн колеблется от 55 до 66. Первоначально звукоряд их был диатоническим, позже стали делать гусли хроматические. У хроматических гуслей струны, соответствующие черным клавишам фортепиано, опущены несколько ниже.
Прямоугольные гусли бывают с ножками и без ножек; гусли без ножек во время игры кладут на стол. Крышка инструмента с внутренней стороны часто украшается гравюрами, олеографиями, лубочными картинками, зеркалами и т. д. В ХVIII - начале XIX в. благодаря своим отличным звуковым качествам прямоугольные гусли успешно конкурировали в России с иноземными струнными клавишными инструментами - клавикордом, спинетом и даже клавесином, а затем и фортепиано.
Прямоугольные гусли появились в России, по-видимому, в начале XVII века. Сложность конструкции инструмента, трудность его изготовления и в особенности техника игры, требующая профессиональной выучки, говорят о том, что эти гусли могли быть созданы и первоначально найти применение в узком кругу профессиональных музыкантов - скоморохов.
Слайд 10Кем была реконструирована в 1896 году домра
Слайд 12Когда было первое упоминание о балалайке в письменных памятниках относится
Слайд 16Как называется одна из разновидностей рожков
Слайд 20Скольков нижних частях стволов у свирели вырезано или выжжено игровых
отверстия
Слайд 22Какое количевство струн колеблется у гуслей
Слайд 24Как называется струнный инструмент, получивший распространение в 16 - 17
вв
Слайд 26Какой инстумент возможно появился от домры
Слайд 28Какой инструмент был назван в честь легендарного древнерусского поэта, певца
и музыканта Бояна (Баяна).
Слайд 30Сколько игровых отверстей у ансамблевых рожков
Слайд 32Какое исполнение может быть у свирели