Слайд 1Психомоторика как средство развития детей раннего возраста
Подготовил педагог-психолог
Непомнящая Анастасия
Андреевна
Слайд 2Что такое психомоторика?
Понятие «психомоторное развитие» включает в себя несколько важных
составляющих: развитие всех органов чувств (слуха, обоняния, зрения, тактильной чувствительности),
опорно-двигательного аппарата (мышечного тонуса, мелкой моторики рук), приобретение различных умений и навыков; социальную коммуникабельность (контакты с близкими, узнавание голоса, общение со сверстниками, участие в коллективных играх).
Слайд 3Когда начинать развивать психомоторику?
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у
человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно
лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться с раннего возраста.
Слайд 4Мелкая моторика
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и
выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.
Мелкая моторика развивает творческие способности у ребенка. Крупную и мелкую моторику у ребенка необходимо развивать в комплексе, только в этом случае развитие ребенка будет гармоничное и последовательное.
Слайд 5Связь движений руки и речи
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук,
затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит
в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Слайд 6Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим
- с этого времени и движения остальных пальцев становятся более
свободными.
Этапы развития функций кисти руки ребенка:
1 - положение кисти в 16 недель, 2 и 3 - в 56 недель,
4 - в 60 недель, 5 - в 3 года, 6 - взрослый.
Слайд 7Значение психомоторики в раннем дошкольном возрасте
Преобладающая форма мышления с -
наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему
сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки).
В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование психомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления.
Слайд 8Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем
самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Степень развития
мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение.
Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.
Слайд 9В первые годы жизни ребенок осваивает множество движений.
Чтобы помочь
малышу лучше овладеть своими движениями, важно создать активную подготовительную среду,
предложить разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных навыков.
К примеру, в этот период ребенок учится рисовать мелком каракули, класть предмет в определенное место. Если на предыдущем этапе ребенок преимущественно захватывал и держал предмет ладонью, то теперь он начинает активнее использовать пальцы. В это время он учится рисовать линии, круги, снимать и надевать свободную одежду.
Слайд 10Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического
чувства — положения и перемещения тела в пространстве, т.е. в
процессе формирования зрительно-тактильно-кинестетических связей.
Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.
Слайд 11Роль мелкой моторики в развитии ребенка
Развитие высших психических функций
Необходимость координированных
движений для письма, одевания, а также выполнения различных бытовых и
пр. действий.
Развитие сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления.
Формирование самостоятельности ребенка, координации движений, концентрации внимания, умения довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно и для формирования личности человека в целом.