Слайд 1Школа будущего первоклассника
Автор:
Барашкова Галина Васильевна
Педагог-психолог
высшей категории
МАДОУ «Детский сад №
6 «Березка»
г. Мирный, 2015г.
Всероссийский фестиваль педагогического творчества
(2014/15 учебный год)
Номинация:
Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование
Слайд 2Цель программы:
Психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей (физическое развитие, социально –
нравственное развитие, развитие познавательных процессов, укрепление здоровья);
Содействие адаптации ребенка старшего
дошкольного возраста к школьному обучению.
Слайд 3Задачи программы:
Формирование произвольной саморегуляции с включением упражнений на формирование навыков
внимания и преодоление поведенческих стереотипов;
Формирование базовых сенсомоторных взаимодействий;
Формирование пространственных представлений;
Формирование
слухо – речевого гнозиса (развитие фонематического слуха, через неречевые, речевые звукоразличия);
Развитие речи посредством знакомства с художественной литературой
Развитие мелкой моторики;
Развитие познавательной деятельности;
Формирование первоначальных навыков учебной деятельности (математике, письма и чтения);
Развития коммуникативных навыков.
Слайд 4Структура программы
На каждом НОД обязательно последовательно включаются все разделы программы
т.к. воздействуя на весь спектр психических функций ребенка (адекватное его
возрасту) приводит к консолидирующему эффекту.
На занятиях, с помощью двигательных упражнениях происходит воздействие на сенсомоторный уровень и вызывает активизацию развития всех высших психических функций. В первой половине подготовительного процесса отдается предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простаивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне к таким психическим функциям, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.
Все задания, упражнения на занятиях предлагаются в форме игры, с учетом индивидуальных особенностей.
Обязательным является спортивная форма.
Продолжительность НОД
Занятия проводятся в течение 29 недель: три занятия по 25 мин один раз в неделю.
Слайд 5Пояснительная записка
В последнее десятилетия психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание
в детской популяции целого ряда патофеноменов: обилие сосудистых и костно-мышечных
проблем; снижение иммунитета и десинхроноз различных систем организма. Наблюдается рост агрессивности, токсикоманий, иных форм делинквентного поведения. Масса детей демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии; различные психопатологические феномены (повышенную возбудимость, истощаемость, склонность к неврозо- и психопатоподобным явлениям); соматическую и психосоматическую уязвимость. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму.
Одна из причин такого положения нейропсихологии называют нарушение, недоразвитие мозговой организации ребенка. В своей программе я использую теоретический и практический материал нейропсихолога, профессора МГППУ Семенович А.В., который изложен в её книгах:
«Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте».
«Введение в нейропсихологию детского возраста».
Суть нейропсихологических технологий состоит в комплексном подходе к развитию ребенка, а именно формирование базовых сенсомоторных взаимодействий наряду с когнитивными процессами. Речь идет о системном подходе к развитию психических функций ребенка, включающей в себе физическое, личностное, интеллектуальное развитие.
В программу включены дыхательные, двигательные, глазодвигательные упражнения. Упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, фонематического слуха, интеллектуальных процессов. Когнитивные и двигательные методы в программе используются с учетом взаимодополняющего влияния.
Программа составлена исходя из потребностей и возможностей детей и не дублирует содержания обучения в первом классе.
Слайд 6Тематическое планирование (87)
Формирование у ребенка пространственные представлений – одно из
важнейших условий его достижений, первым шагом должна стать маркировка левой
руки, на неё можно надеть красную тряпочку, браслет или часы. Таким образом - это создает прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством – ведь оно строится вначале от тела ребенка, а уж потом превращается в абстрагированные пространственные представления.
Все двигательные упражнения необходимо закреплять дома с родителями, для этого предполагается проведение совместных занятий. Обязательным условием является выполнение домашних заданий, которые на каждом занятии должны проверяться, для того чтобы выяснить насколько хорошо дети дома отработали упражнения. В конце каждого занятия обязательное подведение итогов.
На первых порах важна четкая, повторяющаяся структура занятий, кроме того, начало работы требует достаточно жесткой позиции психолога, что способствует автоматизации алгоритма занятий. Допустимо проводить повторные занятия, если психолог видит, что дети с трудом выполняют упражнения.
Слайд 8Предполагаемый результат
К концу курса дети должны соответствовать определённому физическому, умственному,
эмоциональному и социальному развитию. В первую очередь дети должны научиться
регулировать свое поведение, от «я хочу» прийти к « я могу» и «мне нужно», т.е. иметь базовый уровень произвольной саморегуляции.
Уметь общаться со сверстниками и взрослыми. Развитую мотивационную сферу.
Достаточно развитую крупную и мелкую моторику, иметь пространственное представление, познавательную активность. Иметь представление о живой и неживой природе, знать времена года, дни недели, последовательность частей суток, передавать содержание литературных произведений, решать простые арифметические задачи.
Слайд 9Мониторинг развития
Цель: Изучение уровня развития ребенка; Оценка готовности к школьному
обучению.
Предполагается проведение мониторинга в три этапа.
Перечень методик и литературы:
Н. Семага,
М. Семага «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения»
С.Гаврина «Большая книга тестов»
Н. Вьюнова «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»
Е. Екжанова «Диагностико-прогностический скрининг»
Слайд 10Использованная литература:
А. В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» Москва
2007г.
Е.А. Екжанова «Эффективная коррекция в играх и упражнениях»
С.Е. Гаврина, Н.Л.
Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина «Школа для дошколят» (учимся читать, считать, писать, развиваем речь, мышление, внимание, память, воображение).
Н.С. Жукова Букварь
А.Р. Лурия «Основы нейропсихологии»
Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога»
М. В. Евлампиева, М.В. Черенков « Программа для детей 5-7 лет по развитию и коррекции психических функций.
Русские народные сказки, сказки Пушкина.
Слайд 11Цель: подготовить детей старшего дошкольного возраста к обучению математики
Задачи:
Формирование
представления о натуральном ряде чисел первого десятка, их составе;
Формирование количественных
и пространственных представлений;
Обучение прямому и обратному счету в пределах 10, счеты конкретных и отвлеченных предметов;
Развитие геометрических представлений;
Формирование решать простые арифметические задачи.
«Развитие элементарных математических представлений»
Слайд 13Предполагаемый результат:
К концу курса дети должны:
Владеть количественным и порядковым счетом
в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
Сравнивать числа в
пределах 10;
Иметь пространственные представления (слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между);
Различать формы предметов;
Соотносить числа и цифры с количеством предметов;
Знать дни недели, последовательность частей суток;
Решать простые арифметические задачи.
Слайд 14
Цель: подготовить детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Задачи:
Обогащение
словарного запаса;
Формирование навыка пересказа художественного текста;
Развитие связной устной речи;
Развитие способности
к анализу и синтезу;
Воспитание интереса к художественной литературе;
Воспитание культуры речевого общения.
Знакомство с художественной литературой и развитием речи»
Слайд 16Предполагаемый результат:
К концу курса дети должны уметь:
Составлять простые предложения и
интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце
(точка, восклицательный знак, вопросительный знак);
Передавать содержание небольших литературных произведений;
Рассказывать наизусть стихотворения, потешки, считалки;
Сочинять рассказы и небольшие сказки.
Слайд 17Цель: подготовить детей старшего дошкольного возраста к обучению письму.
Задачи:
Знакомство
с основными структурными единицами графической системы письменных букв русского алфавита,
их вариантами по размеру и пространственному положению;
Воспитание интереса к родному языку.
«Обучение первоначальному (элементному) письму»
Слайд 19Предполагаемый результат:
К концу курса дети должны уметь:
Различать основные элементы букв
по форме, используя шаблоны;
Писать в определенной, заданной последовательности, ориентируясь на
сигнальную красную строчку со штрихом.
Слайд 20 «Знакомство с окружающим миром»
Цель: расширить и систематизировать
представления детей старшего дошкольного возраста о явлениях природы и общественной
жизни.
Задачи:
Формирование общих представлений о живой и неживой природе, растениях, животных, планете Земля;
Формирование общих представлений о культуре быта;
Знакомство с правилами личной гигиены, поведения в транспорте и общественных местах;
Формирование представления о семье;
Воспитание бережного отношения к природе, уважения к старшим.
Слайд 22Предполагаемый результат:
К концу курса дети должны:
Иметь общее представление о живой
и неживой природе;
Знать времена года;
Знать домашний адрес, имена и отчества
родителей;
Иметь представление о стране, городе, в котором они живут;
Знать правила личной гигиены, поведения в транспорте и общественных местах.
Слайд 23Начало года
Конец года
Мониторинг развития детей по годам
Слайд 24Показатели успеваемости детей в конце первого класса