Слайд 1муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 159
Словесные игры
в социально-коммуникативном развитии детей с ЗПР
Учитель-дефектолог
Дудина Е.В.
Слайд 2Специфика коммуникативного развития ребенка
В современном обществе чувствовать себя уверенно могут
лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом.
Слайд 3Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему
социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать
чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Слайд 4Коммуникация –
это общение с целью передачи определенной информации таким образом,
чтобы собеседник понял её смысл.
Слайд 5 Способы удовлетворения коммуникативных потребностей человека : жестовые
мимические
речевые
интонационные.
К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово.
Слайд 6Особенности развития социально коммуникативных навыков у детей с ЗПР
отставание в
развитии коммуникативной деятельности от возрастной нормы
снижена потребность в общении
трудности в
развитии речевых средств общения
общение с взрослыми носит в основном практический, деловой характер
Слайд 7особенности
развития социально коммуникативных, волевых качеств личности детей с ЗПР:
слабость волевых процессов, эмоциональная неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность;
неумение
(без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом;
проявление синдрома гиперактивности, повышенный уровень тревоги и агрессии;
измененная динамика формирования самосознания (отношения со взрослыми и сверстниками отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении)
Слайд 8«У ребенка есть страсть к игре,
и надо ее удовлетворять.
Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать
этой игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь – это игра»
А.С.Макаренко.
Слайд 9Что даёт игра детям?
свободу: игра не задача, не долг, не
закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
порядок: система правил в
игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.
создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.
увлеченность: она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
компенсацию, нейтрализацию недостатков
физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение.
возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки .
развитие воображения.
возможность развить свой ум.
радость общения.
умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Слайд 10
задачи
коррекционно - логопедического
обучения:
Слайд 11
* развитие и совершенствование общей
моторики;
* развитие и совершенствование ручной моторики;
* развитие и совершенствование артикуляционной
моторики
(статической, динамической организации движений, переключения движений, объема, тонуса, темпа,
точности, координации);
*развитие слухового восприятия, внимания;
*развитие зрительного восприятия, памяти;
*развитие ритма;
*формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков; автоматизация звуков слогах,
словосочетаниях, предложениях, связной речи; дифференциация звуков; коррекция нарушений
звуко - слоговой структуры;
совершенствование лексических и грамматических
средств языка;
развитие навыков связной речи.
Слайд 12Воспитание правильного звукопроизношения:
Развитие слухового внимания(«Солнце или дождик», «Угадай, кто кричит»»Где
позвонили?»);
Развитие речевого дыхания(«Чей одуванчик дальше улетит?», «Бабочка, лети!», «Придумай фразу»);
Развитие
силы голоса(«Идите с нами играть», «Не буди Катю», «Громко – тихо»);
Развитие высоты голоса(«Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Медведь и елка»);
Формирование правильного звукопроизношения(«Насос», «Лиса», «Тишина», «Жуки», «Самолеты», «Дождик»)
Слайд 13Пальчиками играем –
речь мы развиваем
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще
сильней,
чем ельник,
Нас уколет
можжевельник.
Слайд 14Формирование правильного дыхания
«Бабочка, лети!»
«Чей одуванчик дальше улетит?»
«Вьюга»
«Сдуй снежинку»
Слайд 15Формирование фонематического слуха
«Эхо»
«Подбери словечко»
«Угадай звук»
«Я начну, а ты продолжи»
«Будь внимательным»
«Угадай, сколько звуков»
«Повтори»
Слайд 16 Автоматизация звуков
«Веселый паровозик»-
наш веселый паровоз,
он вагончики повез.
«К»
в вагончике сидит
И на мир восторженно
глядит.
Слайд 17Звук З.
Пестрой лентой притворяясь, в зелени травы скользя,
Извиваясь, изгибаясь по
земле ползет … (змея).
Ой! Запутался шнурочек. Развяжи-ка … (узелочек).
Парит над
океаном чайка,
в лесу бежит от волка…
(зайка).
Лиза пробовала суп. Заболел у Лизы …(зуб).
Слайд 18Работа над слоговой структурой слова
Формирование слоговой структуры слова влияет на
успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письмо, чтение.
«Отхлопай
слово»
«Какое слово короче(длиннее)»
«Идем по лесенке»
«Закончи слово слогом»,
«Подбери словечко» и т.д.
Слайд 19Формирование грамматического строя речи
«Отправляемся в отпуск»-
изменение значений слов с
изменением
приставки, суффикса.
«Назови ласково»
«У кого кто»
«Улетает не улетает»
«Закончи предложение»
Слайд 21Формирование навыка звукового анализа и синтеза
«Твердый – мягкий»
«Где
спрятался звук?»
Слайд 23Рассматривание иллюстраций из знакомых произведений – «Правильно или нет»
Рассматривание сюжетных
картинок- раскладывание в логической последовательности.
Составление рассказа
по серии сюжетных картинок
Работа над развитием
связной речи
Слайд 25
«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для
них – учеба,
игра для них – труд,
игра для
них – серьезная форма воспитания».
Н.К.Крупская
Слайд 26Игра
как ведущая деятельность дошкольника, оказывает существенное влияние на развитие
всех сторон его психики, в том числе и общения