Слайд 1Социально-психологическая характеристика общения
http://prezentacija.biz/
Слайд 2Общение – сложный многоплановый ПРОЦЕСС установления и развития контактов между
людьми, порождаемый потребностями в сложной совместной деятельности и включающий в
себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Слайд 3Функции общения
Психологическая — развитие человека как индивида и личности,
Инструментальная функция определяет многочисленные связи между
человеком и миром; между различными социальными группами.
Социальная — общение детерминирует развитие общества как социальной системы и развитие групп как составляющих эту систему.
Слайд 4Виды общения
непосредственное общение
опосредованное или косвенное общение
особый вид общения – массовый
Ролевое
и межличностное
Слайд 5Уровни общения
1) конвенциональный
2) информационный
3) интимно-личностный
«Круг общения» - число людей, с
которыми общение осуществляется на том или ином уровне.
Слайд 6Стили общения
Диалогический
Монологический:
Императивный
манипулятивный
Слайд 7
Императивное (авторитарное) общение – директивное взаимодействие с партнером по общению
с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями, принуждение
его к определенным действиям.
Манипуляция – это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий.
Слайд 8Психологическая компетентность
Коммуникативная компетентность складывается из:
(а) способностей человека прогнозировать коммуникативную ситуацию,
в которой предстоит общение; ориентироваться в ситуации, в которой он
оказался;
(б) коммуникативного исполнительского мастерства, т.е. умения найти адекватную теме общения коммуникативную структуру и реализовать коммуникативный замысел;
(в) способности разбираться в самом себе, собственном психологическом потенциале и потенциале партнера.
Слайд 9Структура общения
Коммуникативная сторона
Перцептивная сторона
Интерактивная сторона
Слайд 10Общение, как процесс передачи информации
Коммуникация – это смысловой аспект взаимодействия
людей
Не только слова, но и многие действия человека несут
в себе смысл: вербальная и невербальная коммуникация
Коммуникативные барьеры – психологические препятствия, возникающие на пути передачи адекватной информации
Слайд 11Общение, как восприятие и понимание людьми друг друга
Восприятие людьми друг
друга в процессе общения
=
познание людьми друг друга
Слайд 12Эффекты межличностного восприятия
Эффект «Ореола» - формирование представлений о другом человеке
или группе на основе сформированных ранее представлений.
Эффект «Первичности» и
эффект «Новизны» связаны с порядком поступления новой информации.
Социальные стереотипы – это устойчивые, упрощенные, эмоциальнально-окрашенные образы какого-либо явления или человека.
Слайд 13Механизмы взаимопонимания в процессе общения:
2.
3.
Слайд 14Социальные механизмы понимания человека человеком (Хайнц Хекхаузен):
проекция, каузальная атрибуция, эмпатия
Механизм
проецирования заключается в неосознанном наделении другого человека собственными мотивами, приписывании
ему переживаний и качеств, которые присущи самому оценивающему.
Человек склонен приписывать другому не только собственные свойства характера, но и некоторые поведенческие и мотивационные особенности, по сути осуществляя проекцию всех возможных уровней, конституирующих личность «другого».
Слайд 15Каузальная атрибуция
Каузальная атрибуция представляет собой интерпретацию человеком причин и мотивов
поведения других людей (приписывания причин) (Г.Келли, Э.Джонс, К.Дэвис, Д.Кенноуз, Р.Нисбет,
Л.Стрикленд).
типичное поведение связано с ролевыми образцами, поэтому легко объяснимо.
нетипичное поведение допускает множество интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и интерпретаций.
Слайд 16Варианты атрибуций
X. Хекхаузен различает четыре типа объяснения человеком действий других
людей:
1) исходя из личностных особенностей другого;
2) исходя из
особенностей ситуации;
3) исходя из личностных особенностей другого и особенностей ситуации;
4) исходя из социокультурных возможностей другого.
Варианты атрибуций:
Ситуативная Объектная Субъектная
Атрибутивные стили отражают характер объяснения причин своих неудач, основанный на опыте, в зависимости от типа локуса контроля: интернальный-экстернальный (Дж.Роттер).
Слайд 17Аффективно-эмпатийный компонент общения
Эмпатия – эмоциональный отклик на состояние другого, умение
эмоционально «резонировать» с партнером по общению.
Механизм эмпатии в определенных
чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с точки зрения другого не означает отождествление с ним.
Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание его линию поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить по-иному.
Слайд 18Основные механизмы межличностного познания по А. В. Петровскому
Идентификация – буквально
отождествление, умение «встать на место другого».
Рефлексия – осознание действующим
индивидом того, как он выглядит со стороны, способность посмотреть на себя глазами другого.
Стереотипизация представляет собой один из важнейших механизмов межличностного познания. Под влиянием окружающих и в силу взаимодействия с ними у каждого человека образуются более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми он дает оценку другим людям.
Слайд 19Стереотип
Стереотип - это некоторый устойчивый, упрощенный, эмоционально-окрашенный образ какого-либо
явления или человека, который используют при взаимодействии с ним.
По В.
Н. Панферову, стереотипы подразделяются на три класса: 1) антропологические; 2) социальные; 3) эмоционально-экспрессивные.
В рамках другой классификации А. А. Реана:
1) антропологические, 2) этнонациональные,
3) социально-статусные, 4) социально-ролевые,
5) экспрессивно-эстетические, 6) вербально-поведенческие.
Слайд 20Общение, как взаимодействие людей друг с другом
Пространственные и временные характеристики
взаимодействия («лицом к лицу», «здесь и теперь»)
Стили взаимодействия (диалогическое и
монологическое; авторитарный, демократический, либеральный)
Характер взаимодействия (кооперация, конфликт)
Слайд 21Стили взаимодействия в конфликтной ситуации по К. Томасу
Соперничество (конкуренция)
– стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому
Приспособление –
принесение в жертву собственных интересов ради другого
Компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки
Избегание стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее
Сотрудничество – нахождение альтернативы, удовлетворяющей обе стороны