Слайд 1Свободная самостоятельная деятельность детей
© И.М.Горбовская
учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад № 5»
г.Усолье-Сибирское
Продуктивная
деятельность
Слайд 3
На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС,
предусматриваются
следующие возрастные характеристики возможностей детей:
проявляет инициативу и самостоятельность в
разных видах деятельности;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок способен к волевым усилиям;
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
способен к принятию решений.
Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.
Слайд 4Качества самостоятельности детей:
инициативность, самостоятельность и ответственность в разных видах
деятельности – игре, общении, конструировании и других, способности самостоятельно выбирать
себе род занятий и участников по совместной деятельности; проявлять интерес к учению;
установление причинно-следственных и пространственно-временных отношений и закономерностей, желания наблюдать, экспериментировать, формулировать собственные выводы, различать условную и реальную ситуации;
проявления творческой инициативы в сюжетной игре, в специфически детских (продуктивных) видах деятельности;
обладания развитой крупной и мелкой моторикой, ловкостью, выносливостью, силой, скоростью и т.д.; способностью и готовностью к самоконтролю, саморегуляции и двигательной активности;
здорового и безопасного образа жизни, личной гигиены, в том числе умениями самостоятельно использовать предметы личной гигиены, соблюдать правила личной гигиены, ответственно относиться к своему здоровью, соблюдать правила безопасного поведения.
Слайд 5Принципы моделирования
самостоятельной деятельности детей:
1 принцип - учет возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников;
2 принцип - взаимодействие ДОУ и семьи;
3 принцип
- создание оптимальных условий для самостоятельной деятельности детей;
4 принцип - организация самостоятельной деятельности /может быть организована индивидуально, в малой группе детей, фронтально и иметь кратко-срочный, среднесрочный и долгосрочный временной промежуток/.
5 принцип - посильный /задание должно быть по силам ребенка, учитывать «Зону ближайшего развития». Самостоятельная деятельность должна соответствовать зоне актуального развития самого слабого и зоне ближайшего развития самого сильного в группе ребенка/.
6 принцип - поощрения (например, за успешное выполнение действия, за проявленное волевое усилие).
Слайд 6 Предметно - пространственная среда группы будет способствовать
развитию самостоятельности ребенка и общему развитию, если она создается по
определенным правилам, если в ней моделируются развивающие ситуации.
Задача воспитателя – создать разнообразную предметно-пространственную среду, которая обеспечивает ребёнку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер, позволяющая ребенку взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Ведь деятельность ребенка зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация его жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал.
Слайд 8Алгоритм создания моделирующих ситуаций
для самообразования дошкольников
через предметно-пространственную среду
группы
Постановка целей и задач в соответствии с темой недели или
проекта.
Подбор развивающих заданий разного уровня сложности и содержания.
Определение мотивации для выполнения заданий / желание вступить в клуб, пополнить олимпийский резерв, получить диплом «Готов к школе» и др.
Подготовка инвентаря, оборудования, объявлений, распечатка и изготовление заданий, бланков, изготовление значков, дипломов и др.
Планирование расположения всех заданий, с тем, чтобы дети не мешали друг другу, могли уединиться или наоборот объединиться с кем-то.
Слайд 9Для младших дошкольников количество операций по карте можно свести к
минимуму 2-4 действия, для старших дошкольников – до 7, но
не более.
Обязательно обозначить конечный результат – ребенок должен видеть, к чему стремиться!
Слайд 10
Во время самостоятельной
деятельности ребенок может:
рассматривать;
исследовать;
ошибаться;
пробовать;
думать;
сомневаться;
обращаться за помощью к товарищам;
изучать схемы, чертежи,
рисунки;
экспериментировать с разными материалами;
зарисовывать;
демонстрировать свои успехи, достижения и т.д.
Слайд 11ПООПЕРАЦИОННЫЕ КАРТЫ – УНИКАЛЬНАЯ НАХОДКА
Слайд 12ПООПЕРАЦИОННЫЕ КАРТЫ – УНИКАЛЬНАЯ НАХОДКА
Слайд 13ПООПЕРАЦИОННЫЕ КАРТЫ – УНИКАЛЬНАЯ НАХОДКА
Слайд 14ПООПЕРАЦИОННЫЕ КАРТЫ – УНИКАЛЬНАЯ НАХОДКА
Слайд 15ПООПЕРАЦИОННЫЕ КАРТЫ – УНИКАЛЬНАЯ НАХОДКА
Слайд 16ПООПЕРАЦИОННЫЕ КАРТЫ – УНИКАЛЬНАЯ НАХОДКА
Слайд 17
В. А. Сухомлинский
«Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия,
встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но,
ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».