Слайд 1
Технология продуктивного чтения
Окружающий мир.
«Школа 2100»
Учитель начальных классов
Цебрук Н.А.
Слайд 2Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст.
Необходимо дать оценку
информации, откликнуться на содержание.
Слайд 3Что такое
ПОЛНОЕ понимание текста?
Это вычитывание трех
видов текстовой информации:
фактуальной (о чем в тексте сообщается в
явном виде)
подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
концептуальной (основная идея текста, его главный смысл)
Слайд 4Приоритетный метод формирования смыслового чтения
Мотивированное чтение:
постановка задачи перед чтением,
«удержание» учебной задачи в процессе чтения, совместное с детьми осуществление контроля – соответствие результата учебной задаче.
Слайд 5Окружающий мир.
Образовательная система «Школа 2100»
Слайд 7I этап. Работа с текстом до чтения
Цель - развитие
антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста
Профессиональные компетенции учителя
на данном этапе - вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст.
Приемы работы:
Чтение заглавия текста
Чтение выделенных слов
Рассматривание иллюстраций
Высказывание предположений о теме, содержании текста
Слайд 8§ 13. Экосистема болота
(высказывание предположений)
Слайд 9II этап. Работа с текстом во время чтения
Цель: понимание
текста и создание его читательской интерпретации.
Профессиональная компетенция учителя – обеспечить
полноценное восприятие текста.
1. Чтение текста по частям с комментариями (кратко, динамично)
2. Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение. Используется прием диалог с автором. (В - задай вопрос автору, О – попробуй ответить сам, П – проверь себя по тексту)
* Словарная работа ведётся по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной.
3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение, выделение ключевых слов, составление плана
Слайд 10§ 26. Осторожно – животные!
(диалог с автором)
Слайд 11§ 13. Экосистема болота
(выборочное чтение)
Слайд 12Чтение с пометками
Цель: сформировать умение читать вдумчиво,
оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель
дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
V Знакомая информация
! Новая информация
- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.
Слайд 13Дневник двойных записей
Цель: сформировать умение задавать вопросы во
время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять
прочитанное с собственным опытом.
1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
Слайд 14
III этап. Работа с текстом после чтения
Цель: корректировка читательской
интерпретации авторским смыслом.
Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и
понимание текста.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
2. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
3. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
4. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
5. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. 6. Соотнесение видения автора с читательским представлением.
7. Творческие задания («Проиллюстрируй..», «Сочини…», «Придумай…», «»Составь план..»)
Слайд 16§ 17. Экосистема поля
(соотнесение видения автора с читательским представлением)
Слайд 24 Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке
1. Прочитайте текст,
выделите в нём фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию
2. Определите
роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы возможно специальное продуктивное задание к тексту)
3. Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.)
4. Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа )
5. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)