Слайд 1 Тема: «Числа в олонхо Сергея Васильева
«Богатырь по имени
Пронзающий насквозь»»
Авторы:
ученицы 3 «А» класса
Неустроева Ира,
Тихонова Лилиана
Руководитель:
учитель
начальных классов
Ефимова Т.Е.
Слайд 2 Цель:
Изучение олонхо Сергея Васильева «Богатырь по имени
«Пронзающий насквозь»»
Задачи:
Исследование чисел в олонхо;
Ознакомление
детей с олонхо.
Слайд 3 Олонхо – это древнейшее эпическое искусство якутов. Олонхо
– это устное народное творчество народа саха, героический эпос состоит
из множества больших сказаний.
Истории, составляющее основу сюжета якутского олонхо происходят на фоне фантастического мира, который делится на три яруса: верхний мир (небо), средний мир (земля), и нижний мир (преисподняя)
Сюжет олонхо: Главный герой – это богатырь или богатырка из племени Айыы. Основная их функция – борьба за создание семьи и защита всего человечества на земле. Во многих олонхо сюжет похожий, одинаковый.
В конце произведения добро побеждает зло.
Слайд 4 Сергей Степанович Васильев – Борогонский – известный
якутский поэт, публицист и очеркист. Родился в Усть – Алданском
улусе. Самые известные произведения: поэмы «Артель Романа», «Семь журавлей». Роман в стихах «Аччыгый уол» («Младший сын»), поэма - баллада «Священный Ильмень», поэтический сборник для детей «Совет пернатых», и обработка олонхо для детей «Эрчимэн Бэргэн», «Уолэн Хардааччы», «Кун Эрили».
Известные певцы и олонхосуты народа саха:
Николай Алексеевич Абрамов – Кынат
Дмитрий Михайлович Говоров
Иннокентий Иванович Бурнашев – Тон Суорун
Сергей Афанасьевич Зверев – Кыыл Уола
Дарья Андреевна Томская – Чайка и т. д.
Известная исполнительница олонхо Томская Дарья Андреевна – Чайка , уроженка нашего Верхоянья. Она родом из Эгинского наслега. Ее (произведения) олонхо «Кыыс Дьоргуллай Бухатыыр», "Тойон Нуотардыыр Бухатыыр" и т. д.
Слайд 5 Священное древо Аал Луук Мас. Сто ответвлений его
могучих корней бугрились на поверхности, восемьдесят восемь ответвлений проросли глубоко
в землю. (100, 88)
Слайд 6 Готовясь в дальний путь, Тиит Дьёсёнкёй поймал своего
коня и привязал к самой лучшей, покрытой затейливыми узорами коновязи
на целых тридцать дней и тридцать ночей. (30)
Пронзающий Насквозь несказанно был рад речам таким, трижды поклонился в пояс и обратился к Тииту Дьёсёнкёю. (3)
Тридцать дней пройдёт
Тогда и я – в путь.
Догоню, коль, вскоре,
Дальше поедем вместе… (30)
Скакал Богатырь Тиит Дьёсёнкёй на своем коне – огне по три раза дявять дней и ночей. (9)
Слайд 7 Трое всадников давно,
Торопятся поймать меня, но
Прошу не обмолвись
Про нашу встречу! (3)
Через
три дня и три ночи показались настолько красивые края, какие только могут быть на земле. (3)
Слайд 8Только Тиит Дьёсёнкёй собрался продолжить свой путь вдруг увидел, что
навстречу ему скачут три всадника. (3)
Всякий покой потеряли
мы
В недремлющее око превратясь,
Пытаясь оттянуть дни,
Протянуть ночи –
В поисках красавца Пегого коня,
Вожака семидесяти семи табунов,
Рано мы рыщем. (77)
Слайд 9 Еще на шесть дней задержите,
Если согласны
на такой уговор,
Скажу. (6)
Спешите по
следам
Славного скакуна моего,
Скачите без отдыху три дня. (3)
Выслушали это три всадника, поняли, что пред ними богатырь земли, защитник доблестный, сильный мира солнечного. (3)
Слайд 10 Вдруг видит, к западу от двора стариков, лежит
на косороге с единственным глазом посредине лба, с единственной ногой,
отросшей от бедра, с единственной рукой, выросшей из груди, весь волосатый, неуклюжий, похожий на обрубок бревна, свирепый Сюнг Дьаассын. (1)
Слайд 11 Не налилась силой
Рука моя богатырская,
Не окрепла еще
Спина моя молодецкая.
Перевести бы дух дня три,
Приду на
пир свадебный. (3)
Дева Нелементэй:
Без продыху три дня и три ночи
Боролась с богатырем Верхнего мира.
Беспощадно и жестока была схватка та. (3)
Слайд 12Да оттянулось сватовство его,
Потому я явился
сюда.
Верхнего мира сурового,
Всех трех родов – племени
Вершитель грозный,
Суровый Сюнг Дьаассын ! (3)
Воцарилась радость – ликование в Срединном мире, разгорелся свадебный пир – торжество. Тридцать дней плясали – танцевали, месяц целый длилось празднество то. (30)
Когда наш богатырь срубил одну голову чудовища, тут же вырастала другая и снова он набрасывался на богатыря. Отрубит богатырь восьмую голову, на месте нее с раскрытым клювом появлялась девятая. (1, 8, 9)
Слайд 13 Ют Мёлбёстюр:
Трижды сражалась
Трижды не одолела я –
Мира верхнего исчадие
Многоликого,
Многоголового
Огонь Изрыгающего. (3)
Похоже оно было на восьминогого паука, из пасти его извиваясь высовывался длинный раздвоенный язык… (8)
Тридцать дней и тридцать ночей бились они без передыху. (30)
Наш богатырь, оказавшись поперёк пасти чёрной, нечисти, повернулся, затем резко выпрямился – раздался, громоподобный треск и разорвалось одно ответвление раздвоенного языка вражины. (1)
Чудище мира нижнего махал всеми восемью руками – лапами тужился, пытаясь бить его сверху. (8)
Слайд 14 Бэриэт Бэргэн зашёл в жижу болотную до самого
пояса и вытащил из – под неё двух сцепившихся богатырей.
(2)
Перед взором показались Тиит Дьёсёнкёй, старик Дьолуо и старуха Ютюкеллей, в три ряда обвитые железной цепью, покрытые гнилью. Они были мертвы. (3)
Слайд 15 Сели, сцепив разом лапами верхушки девяти высоких лиственниц…
(9)
Не успела она договорить – два орла, спускаясь
на землю, превратились в двух богатырей. (2)
Слайд 16 Вывод:
В олонхо якутском эпосе очень много цифр.
А это говорит, что якуты давным давно знали математический счёт.
В
олонхо больше преобладают нечетные числа. Это говорит, что может быть, народу саха нравится больше нечётные числа.
Из олонхо можно найти много интересных материалов на разные темы.