Слайд 1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 80
с углубленным
изучением английского языка
© 2014
Жостовская роспись
Внеклассное занятие по
рисованию
Журавлева Т.А.
Слайд 2Жостовская роспись
Жо́стовская ро́спись — народный промысел художественной росписи металлических
подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
Слайд 3История
Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в.
на Урале, где были расположены металлургические заводы, и только в
первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.
Слайд 4История
Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в
1825 году) братьев Вишняковых.
Слайд 5Первые подносы
Первые известные в России подносы были либо в виде
больших деревянных блюд, либо металлических досок с бортами (из олова,
меди или латуни). Они были круглыми, овальными, прямоугольными с фигурными краями. В 19 в. медные подносы всё чаще заменяют сделанными из папье-маше и железа.
Слайд 6Техника росписи
Изготавливаются подносы из обычного листового железа. Выкованные изделия грунтуют,
шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной,
затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись.
Слайд 7Приёмы росписи
1. Замалёвок.
2. Тенёжка
3. Прокладка
4. Бликовка 5. Чертёжка 6. Привязка
Слайд 8Приёмы росписи
1. Замалёвок.
Широкой кистью в неполную силу краски, очень
обобщённо, пятном, намечается силуэт изображения, определяется размер, соотношение частей, основная
окраска, форма.
Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.
Слайд 9Приёмы росписи
2. Тенёжка.
На просохший замалевок накладываются тени. Этот прием
погружает букет в глубину тона. На светлых местах цвет изменяют
на более яркий.
Слайд 10Приёмы росписи
3. Прокладка.
Плотное корпусное письмо. Формы букета уточняются, высветляются
с использованием плотных красок. Яркими, плотными красками художник выявляет (прокладывает)
объемы цветов и листьев.
Слайд 11Приёмы росписи
4. Бликовка.
Наложение бликов выявляет объем и свет, завершает
лепку форм. Дополняет прокладку белильными разделками цветов, бутонов и листьев.
Слайд 12Приёмы росписи
5. Чертёжка.
Этот прием быстро и легко очерчивает
лепестки и листья, семена в чашечках цветов. Завершает разделку основных
форм букета тонкими, музыкальными линиями, рисующими очертания лепестков и прожилок листьев. В чашечках цветов мастер изображает тычинки и пестики, что и называется посадкой семенцов.
Слайд 13Приёмы росписи
6. Привязка.
Завершающее письмо. Узор травка, написанный зеленой или
коричневой краской, в просветах между цветами и листьями. Жостовским букетам
присуща яркость красок: синих, красных, зеленых, желтых, белых, оранжевых, звучность которых особенно подчеркивается черным лаковым фоном.
Слайд 14Сюжеты росписи
Сюжеты росписи - цветочные и растительные орнаменты
и
бытовые сценки из народной жизни, пейзажи,
сценки народных гуляний, свадеб
и чаепитий.
Слайд 15Сюжеты росписи
Самым распространённым видом жостовской росписи становится букет, расположенный
в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором.