Слайд 1
Воспитание культурно-гигиенических навыков через игровую деятельность
Подготовила Теплова Елена Васильевна
Слайд 2 Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности,
содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована
не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение!
Слайд 3 В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к
тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным,
а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Мы ставим перед собой цель: воспитание культурно-гигиенических навыков у детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста в повседневной жизни в детском саду и в семье.
Слайд 5Задачи:
способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной
гигиены;
познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;
приучать детей следить за своим
внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.
Слайд 6 Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как
развитие воли. Ребенок ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое
действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните",
"Завяжите", "Оденьте".
Слайд 8 Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении
периода дошкольного детства мы используем в сочетании словесный и наглядный
способы, используем специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки.
Вместе с детьми играем в дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе разыгрываем маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Слайд 9 Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям
различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются
постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).
И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход.
При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.
Слайд 11 Чтобы ускорить формирование КГН необходимо в процессе игр напоминать
ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли
ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные КГН обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения КГН.
Слайд 12В нашей совместной работе с родителями:
родители готовы и способны активно
взаимодействовать с педагогами по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
принимают
активное, живое участие в жизни группы;
проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу;
проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;
осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.
Слайд 13 Следующее необходимое условие, для успешного гигиенического воспитания- единство требований со
стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем,
медицинским работником, няней и, конечно, в семье.
Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Слайд 15 При освоении образовательной области «Здоровье» в разделе «Воспитание культурно-гигиенических навыков»,
у ребёнка должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:
ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;
самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.