Слайд 1Юмористические произведения для детей.
Николай Николаевич Носов(1908 – 1976)
Слайд 2Николай
Николаевич Носов
- прозаик, киносценарист, драматург, крупнейший из писателей-юмористов детской
литературы. Лауреат Сталинской премии третьей степени
Слайд 4Основной жанр
Сказка - один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое,
преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом. Как
правило, сказки рассчитаны на детей.
Детская проза - нестихотворная литература, в отличие от поэзии, расчитанная на детей.
Слайд 6В начальной школе изучают следующие произведения Носова:
Заплатка.
На горке.
Живая шляпка
Огурцы. Огородники.
Приключения
Незнайки.
Федина задача.
Телефон.
Фантазеры.
Мишкина каша.
Слайд 7Главная тема произведений
Основная тематика большинства произведений Е.И. Носова, жизнь простого
деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, к природе
и ко всему современному бытию.
Слайд 8Особенности произведений Носова
Проза Носова насыщена юмором, игровой стихией.
В произведениях
Носова, как правило, повествование ведется от первого лица, от лица
мальчика 11-12 лет.
Сюжеты Носова остры, динамичны, наполнены забавными ситуациями.
Герои — неуемные выдумщики и фантазеры, в то же время это обычные дети — порою неловкие, порою трусливые, но всегда непосредственные.
Для создания образа Носова не пользуется развернутым описанием, ему достаточно выразительного диалога или комического случая, чтобы точно высветить своих персонажей.
Слайд 9Сочетания веселого и серьезного в произведениях писателя.
Николай Носов, писатель яркого
юмористического таланта, считал, что дети начинают понимать шутки очень рано,
до двух лет, и что смешит нарушение порядка вещей, только что ими усвоенного.
Веселые книги Носова рассказывают о серьезных вещах, и дети, воспринимая жизненный опыт героев, узнают, как трудно, но как хорошо быть ответственным за порученное дело.
Юмористические ситуации помогают Носову показать логику мышления и поведения героя. «Действительная причина смешного заключена не во внешних обстоятельствах, а коренится в самих людях, в человеческих характерах», - писал Носов.
Слайд 10Особенности творчества
Сочетания веселого и серьезного в произведениях ;
Рассказы остросюжетные, динамичные,
насыщенные неожиданными комическими ситуациями;
Рассказы насыщены лиризмом и юмором; повествование как
правило, ведется от первого лица
Юмористические ситуации помогают Носову показать логику мышления и поведения героя;
Лаконичный выразительный диалог, комическая ситуация помогают автору обрисовать характеры ребят;
Носов в своих рассказах умеет разговаривать с детьми, умеет понимать самые сокровенные мысли;
В произведениях Носова, как правило, повествование ведется от первого лица, от лица мальчика 11-12 лет.
Слайд 11Анализ сказки «Приключения Незнайки и его друзей»
"Приключения Незнайки" по жанру
роман-сказка.
Носову удалось, не разрушив признаков, присущих и роману и
сказке, создать произведение приключенческое и юмористическое.
Действие в "Приключениях Незнайки" постоянно развивается на грани событий реальных и фантастических.
Слайд 12Главные герои
Незнайка, главный герой, - хвастунишка и невежда; он постоянно
попадает в комические положения из-за своей беспечности и самоуверенности. То
придумает "для рифмы" что "Торопышка был голодный, проглотил утюг холодный"; то бахвалится, будто он самый главный коротышка и выдумал воздушный шар. Незнайка - фантазер, чем-то напоминающий мишку Козлова из цикла рассказов Носова "Мы с Мишкой". Он тоже вызывает симпатию у читателей, потому, что в основе его шалостей лежит стремление к хорошему, доброму.
Слайд 13Композиция
Композиционно роман-сказка Носова разделен на 30 небольших глав, почти каждая
из которых содержит какое-либо завершенное событие и в то же
время связана с предыдущими.
Начинается роман-сказка с завязки: «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому что они были очень маленькие».
Слайд 14Особенности языка и стиля
Роман-сказка «Приключения Незнайки и его друзей» почти
полностью построен на диалоге: «- Научи меня играть. Я тоже
хочу быть музыкантом.
- Учись, - согласился Гусля. – На чем ты хочешь и играть?».
Произведение богато эпитетами: «яркая голубая шляпа, очень красиво, длинные брюки, коротенькие штанишки, платьице из пестрой яркой материи, кубарем покатился, знаменитый астроном»
Также есть сравнения: «коротышка был ростом с небольшой огурец».
Слайд 15Воспитательная ценность
Книга Николая Носова "Приключения Незнайки и его друзей"
учит маленьких ребят думать не только о себе, но и
о товарищах. Цветик помогала Незнайке сочинять стихи: «Этого мало , - скащал Цветик. – Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно… - Понял, понял! – закричал Незнайка».
учит добру и дружбе, на примере его героев маленькому читателю можно увидеть, как вести себя в различных жизненных ситуациях.
учит уважать труд, дружбу, знание.
Слайд 16Читая рассказы Носова детям, можно и весело провести время, от
души посмеяться, и сделать для себя важные выводы не забывать,
что рядом с тобой такие же девчонки и мальчишки, у которых не все всегда гладко и хорошо получается, что всему можно научиться, надо только не вешать нос и уметь дружить.
Слайд 17Вопросы
Где родился Н.Носов?
а) в Москве, б) в
Киеве, в) в Кемерово.
Полное имя Н.Носова:
а) Николай
Иванович, б) Нафталин Никифорович, в) Николай Николаевич.
В каком году был издан первый рассказ Н.Носова?
а) 1975, б) 1938, в) 1738.
Слайд 18Расшифруй название рассказа Н.Носова. Читайте только русские буквы.
YEЖUDИJSВKDJАWYRЯYDVNШVZXYЛSYЯWTПQDFSАWRK