Слайд 1Воспитание экологической компетентности у дошкольников через экспериментальную деятельность
Обобщение педагогического опыта
на тему:
«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА”
© Прохорова Людмила Владимировна
воспитатель МДОУ детского сада комбинированного вида № 56 «Гусельки», город Тамбов,
2010
Слайд 2Цель:
создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного
возраста средствами детского эксперимента.
сформировать интерес к исследованию природы.
развивать мыслительные операции
(анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.).
стимулировать познавательную активность
и любознательность ребенка.
активизировать восприятие учебного мате-риала по ознакомлению с природными явлениями.
Слайд 3Задачи:
Формирование у детей представления о явлениях неживой природы.
Расширение представлений
детей о фи-зических свойствах окружающего мира
Знакомство с различными свойствами веществ
(твердость, мягкость, и др.).
Формирование опыта выполнения пра-вил техники безопасности при проведе-нии экспериментов.
Слайд 4Структура
детского экспериментирования
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объек-тами в
"лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира
Задачи:
1)
развитие мыслительных процессов;
2) развитие мыслительных операций;
3) освоение методов познания;
4) развитие причинно-следственных связей и отношений
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В стар-шем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
Средства: язык, речь, поисковые действия
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоя-тельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций составляющие целый спектр психических новообразований.
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской рабо-ты, новые знания и умения
Слайд 5Примерная структура
занятия - экспериментирования
Постановка исследовательской задачи в виде того
или иного варианта проблемной ситуации.
Упражнения на развитие внимания, памяти, логичес-кого
мышления ( могут быть организованы до заня-тия)
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования, самостоятельное его размеще-ние детьми в зоне исследования.
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментиру-ющих ход и результаты совместной деятельности де-тей в группах.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Слайд 6Учебно-тематическое планирование
экспериментирование с песком
сентябрь 1. «Песчаный конус»
2.
«Свойства мокрого
песка»
октябрь
1.«Волшебный материал»
2. «Где вода?»
ноябрь 1. «Ветер»
2.«Своды и тоннели»
декабрь 1. «Песочные часы»
Экспериментирование с воздухом
декабрь 2. «Поиск воздуха»
январь 1. «Живая змейка»
2. «Реактивный шарик»
февраль 1. «Подводная лодка»
2. «Сухой из воды»
март 1.«Свеча в банке»
апрель 1. «Почему не выливается?
Слайд 7Задачи
уголка экспериментальной деятельности
развитие первичных естественнонаучных представлений;
наблюдательности;
любознательности;
активности;
мыслительных
опера-ций ( анализ, сравне-ние, обобщение, клас-сификация, наблюде -ние);
формирование умений
комплексно обследо -вать предмет.
Слайд 8 Содержание уголка экспериментальной деятельности
место для постоянной выставки,
где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни,
кристаллы, перья и т.п.)
место для приборов
место для хранения материалов (природного, "бросового")
место для проведения опытов
место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Слайд 9Межпредметная связь
детского экспериментирования
Слайд 11Результаты проведенной работы:
Применение экспериментирования оказало влияние на:
повышение уровня
развития любознательности;
исследовательские умения и навыки детей
( видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать про-блемы, анализировать объект или явление, выделять сущест-венные признаки и связи, сопос-тавлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и мате-риалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы;
речевое развитие (обогащение словарного запаса детей раз-личными терминами, закрепление умения грамматически пра-вильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
личностные характеристики (появление инициативы, самосто-
ятельности, умения сотрудничать с другими, потребности от-
стаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д;
знания детей о неживой природе.
Слайд 12Рекомендации для родителей
по развитию творческой активности детей
Поддерживайте инициативу, собственную активность
ребенка, даже если она кажется неуместной, не по делу, не
вовремя.
Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, рисует узорчик и т.д.). Помогите организовать эту деятельность (купите книги на эту тему, поищите информацию в Интернете и т.д.), только не переусердствуйте. Если вы с уважением отнесетесь к тому, что интересует его, он скорее уважит ваши требования.
Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите быстрых результатов.
Будьте терпимы к ошибкам ребенка.
Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как нам кажется, ничего не делать. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества.
Наблюдайте за ребенком, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность.
Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы…» и т.д.). Для ребенка важно видеть вас не только, когда Вы делаете то, что умете, но и когда ошибаетесь. Совершенный родитель для ребенка – недосягаемая крепость, а возможные недостатки вызывают стремление исправить их, превзойти.
Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки. Для ребенка важно, что то, что он делает ценится родителями.
Слайд 13Литература для детей:
Н.Н. Зубкова «Научные ответы на детские «почему». Ответы
и эксперименты для детей от 5 до 9 лет»., Изд.Речь,
2007.
Н.Н. Зубкова « Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет». », Изд.Речь, 2007.
Н.Н. Зубкова «Пять тысяч- где, семь тысяч- почему. Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет»., Изд.Речь, 2007.
Сенчански Томислав «Ставим опыты» 1,2., Изд. Урал ЛТД.
Джон Кларк, Клинт Пэнг. Энциклопедия. Окружающего мира., Изд. «Махаон», 2000.
Л.Я, Гальпершнейн. Моя первая энциклопедия., Научно - по- полярное издание для детей, 2005.
Слайд 14Рекомендуемая литература
для воспитателей:
1.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду - М.:Сфера,2004
2.Куликовская И.Э., Совгир
Н.Н. Детское эксперимен-тирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Пед. общество России, 2003
3.Организация экспериментальной деятельности до-школьников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
4.Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процес-се экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №4
5.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: «Карапуз», 2001
Слайд 15Интернет—ресурсы:
1.http://www.pedagog.kamardin.com
2.http://revolution.allbest.ru
3.http://vospitatel.resobr.ru
4.http://www.ug.ru учительская газета
5.http://www/ doshvozrast.ru
6.http://school.edu.ru
7.http://www.edu.ru