Слайд 1Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии и во внеурочное время
Автор:
учитель биологии высшей категории
Белова Ирина Геннадьевна
Слайд 2У кого есть здоровье, есть и надежда,
а у кого
есть надежда – есть все.
Арабская пословица
Здоровье школьников –
залог успешного обучения
Слайд 3Здоровье человека зависит
на 50% - от образа жизни
на 25%
- от состояния окружающей среды
на 15% - от наследственной
программы
на 10% - от возможностей медицины
Слайд 4Цель здоровьесберегающей педагогики
обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья,
вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков,
необходимых для
ведения здорового образа жизни,
воспитав у него культуру здоровья.
Слайд 5Группы здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования
Медико-гигиенические технологии
Физкультурно-оздоровительные технологии
Экологические здоровьесберегающие технологии
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности
Здоровьесберегающие образовательные технологии
Слайд 6Здоровьесберегающие технологии
технологии,
которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности
детей,
обучении на оптимальном уровне трудности (сложности),
вариативности методов и
форм обучения,
оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок,
обучении в малых группах,
использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации,
создании эмоционально благоприятной атмосферы,
формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”),
на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья
Слайд 7Для учителя очень важно правильно организовать урок
Физиологически обоснованной является
продолжительность урока в 40 минут.
В классах рекомендуется проведение физкультминуток
на 4-ом уроке через 20 мин от его начала или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы умственного беспокойства). Такая работа необходима для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения.
Сдвоенные уроки не рациональны, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные, контрольные работы
Слайд 8Основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
- рациональная
плотность урока должна составлять не менее 60 % и не
более 75-80 %;
- должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
- - в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
- в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания ;
- должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;
- необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
- необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
- на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки
- нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;
- необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки
- необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.
Слайд 9Использование здоровьесберегающих технологий
на
уроках биологии
Слайд 10В своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса:
I. Образовательный
процесс должен носить творческий характер.
Включение ребенка в творческий процесс,
поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления.
Это достигается использованием:
- Игровых ситуаций на уроках,
разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игра).
Слайд 11
- Подвижными играми на переменах
- Наглядности
- Занимательных упражнений
- Фантазирования
-
Творческого характера домашних заданий (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к
произведению, придумать загадку на тему).
Все это способствует развитию коммуникативных навыков,
двигательной активности,
концентрации внимания,
воображения,
познавательных способностей,
снижает психоэмоциональное напряжение
повышает интерес к урокам.
Слайд 12II. У учащихся особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным
во время урока является:
а) Чередование различных видов учебной деятельности:
опрос
учащихся
запись основных моментов нового материала
чтение
слушание
рассказ
рассматривание наглядных пособий
ответы на вопросы
решение задач
Норма 4-7 видов за урок.
Слайд 13б) Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения
самих обучающихся.
метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор действия,
выбор способа действия).
активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь).
методы, направленные на самопознание, саморазвитие. (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценки).
Это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
Слайд 14в) Проведение физкультурных минуток.
расслабление кистей рук
массаж пальцев перед
письмом
дыхательная гимнастика
предупреждение утомления глаз
Слайд 15Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов
организма школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и
дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
Слайд 16Требования к двигательной активности ребенка:
Движения должны быть - разнообразны (однообразие
снижает интерес).
Проводится на начальном этапе утомления.
Предпочтение отдавать упражнениям для утомленных
групп мышц.
Подбор упражнений зависит от особенностей урока.
Напряжение различных групп мышц связано с работоспособностью. Устает рука – устает ребенок.
Слайд 17г) Работа по предупреждению утомления глаз.
д) Дыхательная гимнастика.
Повышает возбудимость
коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках.
Слайд 18Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке.
“Хороший смех дарит
здоровье”,
мажорность урока,
эмоциональная мотивация в начале урока,
создание ситуации
успеха.
Слайд 19IV. Экологическое пространство:
А) Проветривание помещений;
В) озеленение кабинета,
Г) освещение кабинета.
Благотворно
на здоровье и настроение влияют запахи.
Лучший их источник – растения,
наши молчаливые друзья и помощники.
В озеленении класса помощь оказывают родители.
Кроме этого решается воспитательная задача: привлекая детей к уходу за растениями, они приучаются бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.
Слайд 20V. Социализация личности ребенка.
Установка на здоровье не появляется сама
собой, а формируется в результате педагогического воздействия. В свободной игровой,
творческой деятельности через практические действия воспитывается мотивационное основание гигиенического, полового, нравственного воспитания.
- Взаимосвязь с медицинскими работниками школы.
Учитываю в работе показания медработников школы в листе здоровья школьников,
веду разъяснительную работу с родителями по поводу профилактических прививок, приглашаю медиков на род.собрания.
Проведение экскурсий, прогулок на свежем воздухе
Слайд 21Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочное время
Слайд 228 «Б» класс,
классным руководителем которого я являюсь
2 год
участвует в программе «Классы, свободные от курения»
Слайд 23РЕЗУЛЬТАТ.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться
в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно
проводить профилактику асоциального поведения