Слайд 1Исследовательская работа
«Из чего сделаны наши учебники?»
Работу выполнили:
ученик 1
класса Воробьёв Станислав
Ученик 5 класса Воробьёв Андрей
Руководитель: учитель начальных классов
Воробьёва Валерия Витальевна
Слайд 2Проблема проекта: почему нужно беречь книги.
Цель проекта:
исследовать,
из чего сделаны учебники
Задачи:
изучить теоретический материал о бумаге
изучить технологию
получения бумаги
проделать опыт, как в домашних условиях раньше делали бумагу
дать понять своим одноклассникам, что действительно необходимо беречь книги
посадить деревья вместо тех деревьев, из которых сделаны мои учебники
Методы:
изучение литературных источников;
опытно-экспериментальная работа;
анализ полученных результатов
Слайд 3В первый раз – в первый класс
В сентябре этого года
мой брат пошёл в 1 класс. В сумку нам положили
учебники, тетради, альбом для рисования, карандаши цветные и простой , пенал, ластик. И тогда он спросил, из чего же сделаны эти учебники? Нам стало интересно, и вправду, из чего же сделаны наши учебники? Да ещё мама говорит, и в школе нам часто говорят, что надо беречь учебники. Чтобы сделать эти книжки, трудилось много людей.
Слайд 4Мы ищем ответы на вопросы.
И вот мы начали искать материал:
во-первых спрашивали у мамы, из чего сделаны мои учебники
Во-вторых пошли
в библиотеку за литературой;
в-третьих искали материал в Интернете.
Слайд 5Немного истории
Первобытные племена рисовали и писали
прямо на скалах. В древнем Вавилоне использовали для письма глиняные
дощечки. Египтяне сумели изготовить первый тонкий материал для письма - папирус из прессованной сердцевины болотного растения с тем же названием. В Европе с древности и до эпохи средневековья писали на пергаменте - особо обработанной тонкой телячьей коже. А в Древней Руси применяли для обычных писем бересту - верхнюю часть березовой коры. В Индии и Юго-Восточной Азии для изобретения бумаги использовали бамбук . Бумагу также делали из соломы , сахарного тростника, камыша, других растений, например -пеньки.
Слайд 6 Первобытные племена рисовали и писали прямо на скалах.
Слайд 7В древнем Вавилоне использовали для письма глиняные дощечки
Слайд 8Египтяне сумели изготовить первый тонкий материал для письма - папирус
из прессованной сердцевины болотного растения с тем же названием
Слайд 9В Европе с древности и до эпохи средневековья писали на
пергаменте - особо обработанной тонкой телячьей коже.
Слайд 10А в Древней Руси применяли для обычных писем бересту -
верхнюю часть березовой коры.
Слайд 11Впервые люди узнали бумагу во II в. в Китае. Ее
изготовил из растительных волокон Цай Лунь. Способ получения бумаги удавалось
долго держать в секрете, и только в VI-VIII вв. бумага появилась в Азии, а в X в.- в Европе.
Слайд 12Как делали бумагу
Самым универсальным материалом для письма, печати, и даже различных
дизайнерских работ является обычная бумага. Естественно поначалу она изготавливалась ручным способом. Для этого растительные волокна измельчали, замачивали в воде, процеживали, прессовали полученную массу, а далее сушили ее и использовали для различных целей. И только после появления специализированных приспособлений, производство бумаги стало механизированным. Но до сих пор самые дорогие листы делаются ручным способом.
Слайд 13Опыт №1
Надо:
Инструменты: миска, сито, марля, старое полотенце или любые другие
ненужные тряпочки, хозяйственная губка, миксер, утюг.
Материалы: старые газеты, клей
ПВА, краски.
Скорее всего, все это есть у вас под рукой.
Слайд 14Мы делаем бумагу
Порвали старую бумагу на клочки
Залили всё это кипятком
из только что вскипевшего чайника
Слайд 15и тут же Андрей прошёл миксером.
Бумага превратилась в однородную
массу – «кашу»
Слайд 16 Теперь добавляем к ней немного клея ПВА и какой-нибудь
наполнитель (обрывки ниток, кусочки цветной бумаги - чего захочется и
найдется). Наполнитель замешиваем в массу. Если надо - добавляем воды, чтобы масса по консистенции напоминала жидкое тесто или сметану.
Слайд 17 Поднос застилаем
марлей в несколько слоев, выкладываем на марлю подготовленную массу и
растаскиваем её в тонкий пласт. Выравниваем поверхность.
Слайд 18 Накрываем заготовку слоем марли. Удаляем лишнюю
воду: для этого нужна губка, которой сверху, через марлю и
будем воду отжимать. Когда губка почти перестанет мокнуть, поверх марли кладем тряпочку и продолжаем убирать воду. Когда и тряпочка будет оставаться почти сухой, можно снять верхнюю марлю и посмотреть на то, чего получается.
Слайд 19Подготовим место, где будем сушить наш лист бумаги. Самое быстрое
- прогладить работу утюгом. Поэтому на гладилку кладем сухое полотенце
или тряпочку, переворачиваем лист на неё, убираем поднос и оставшуюся марлю. Накрываем лист сверху ещё одной тряпочкой и гладим получившийся "бутерброд" утюгом, выставив среднюю температуру. Когда верх подсохнет - можно перевернуть работу и прогладить изнанку.
Слайд 20Лист готов. Если есть желание - можно его раскрасить, добавив
ярких штрихов гуашью или акриловыми красками. Вот какие листы у
нас получились.
Слайд 21Вывод
Проделав этот опыт мы узнали,
какая кропотливая работа бумагоделание. Сколько терпения надо..! Теперь мы поняли,
почему мама говорит, что надо беречь книги.
Слайд 221 ряд - до нашего выступления
2 ряд - после нашего выступления
Учащиеся нашей школы стараются
беречь учебники. У многих учебники обложены и имеются закладки. После наших выступлений они все обложили учебники. Мы теперь поняли, что надо бережно относиться к учебникам.
Слайд 23Памятник книгам в Берлине
Памятник книге в Ульяновске
Памятник книге в Светлогорске.
Слайд 24 Прочитав «умные книги» мы узнали, что
1. на 1
т. немелованной бумаги уходит 4-5 кубометров древесины
2.для производства 1т бумаги
нужно 2,8 т древесины, а это примерно 17 деревьев.
3.а из одной тонны бумаги – можно изготовить порядка 30 тысяч обычных, ученических тетрадей.
4. на 2 книги надо одно дерево.
Слайд 25
Чтобы сделать бумагу для книги,
понадобился в 8-10 раз большего размера кусок древесины. А ведь
чтобы вырастить полноценное дерево, нужно 50-80 лет.
60 кг макулатуры сберегает от вырубки 1 дерево;
Из тонны макулатуры можно изготовить 25 000 тетрадей;
Слайд 26Мы решили посадить деревья
Недалеко от нашей деревни
есть маленький лес. Мы с мамой и братом пошли туда.
Выкопали саженцы.
Слайд 27Понесли их к месту посадки. А местом для своих саженцев
мы выбрали овраг, находящий недалеко от нашей деревни.
Слайд 28 Мы сначала копали лунки, а
потом посадили маленькие деревца.
Слайд 30Мы посадили больше ста деревьев, а пустую корзину понесли домой.
Слайд 31Мы растём, и вы растите с нами, дорогие наши деревца!
Слайд 32Вывод
1.Надо бережно относиться к учебникам. Они
сделаны из бумаги. А чтобы сделать бумагу для книг, трудились
люди разных специальностей. Мама говорила правду.
2.Надо собрать макулатуру, тряпьё, тогда мы сохраним много древесины.
3.Каждый человек должен посадить дерево и ухаживать за ними, чтобы они выросли.
Слайд 33Источники
1.Технология бумаги, М-Л., 1960 г.
2.Производство бумаги в теории и на
практике, пер. со словацкого,М.,1964 г.
3.Слово о бумаге . Н.Ю. Яковлев.
М. 1988 г.
4.Окружающий мир.С-П. 2003 г. С.М. Марчукова.
5. http://forestforum.ru/phorum/viewtopic