Слайд 1Раздел I. Введение в менеджмент
1.1. Понятие, сущность, закономерности, принципы и
основные категории менеджмента
Слайд 2Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров)
на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей
при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.
Слайд 4Управление включает три аспекта:
"Кто" управляет "кем" (институциональный аспект);
- "Как" осуществляется управление
и "как" оно влияет на управляемых (функциональный аспект);
- "Чем" осуществляется управление
(инструментальный аспект).
Слайд 5Принципы менеджмента - это общие закономерности и устойчивые требования, при
соблюдении которых обеспечивается эффективно развитие объекта управления.
Слайд 61. Принцип целевой направленности. Менеджмент предполагает установление конкретной цели для
управляемого объекта. Менеджер ведет управляемый объект к установленной цели. Поэтому
установление цели – обязательное требование к менеджменту как виду деятельности.
2. Принцип иерархической упорядоченности. Иерархия представляет собой порядок и правила подчинения низших высшим. В социальных системах, которые являются объектами менеджмента, неизбежно возникает иерархия.
Слайд 73. Принцип научной обоснованности и оптимальности. Этот принцип означает, что
менеджер должен знать и использовать в своей деятельности достижения наук,
связанных с менеджментом (экономика, информатика, психология, социология и др.). Менеджмент должен основываться на научных представлениях об управляемом объекте.
Слайд 84. Принцип права на интерес. Элементы управляемого объекта (социальной системы)
имеют право на свои собственные интересы. Менеджер должен учитывать эти
интересы и добиваться гармонии между интересами организации в целом и интересами ее участников. Игнорирование этого признака приводит к снижению эффективности менеджмента.
5. Принцип инновативности. Менеджер должен глубоко осознавать необходимость и неизбежность перемен в управляемом объекте и воспринимать эти перемены не как бедствие, а как признак жизни и развития. Такого же подхода к инновациям менеджер должен добиваться от подчиненных.
Слайд 96. Принцип рационального соотношения единоначалия и коллегиальности. Менеджер должен понимать,
что при коллегиальности в обсуждении проблем и путей их решения
ответственность за принятие решений и их исполнение полностью лежит на нем.
7. Принцип приоритетности самореализации. Менеджер должен вести себя так, чтобы подчиненные могли наилучшим образом раскрыть свои способности и направить их на достижение целей организации.
Слайд 101.2. Методы менеджмента: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические
Метод управления – это совокупность
приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей.
Слайд 111. Экономические методы управления
Это система приемов и способов воздействия на
исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование
и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена).
В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.
Слайд 122. Организационно-распорядительные методы управления
Это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный
характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.
К числу организационных
методов относят:
- организационное проектирование,
- регламентирование,
- нормирование.
Слайд 133. Социально-психологические методы управления
- моральное поощрение,
- социальное планирование,
- убеждение,
- внушение,
-
личный пример,
- регулирование межличностных и межгрупповых отношений,
- создание и поддержание
морального климата в коллективе.
Слайд 141.3. Характеристика управленческой деятельности
Менеджер – это член организации, осуществляющий управленческую
деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать,
что менеджеры являются ключевыми людьми в организации.
В более узком смысле
Менеджер – это специально отобранный и подготовленный руководитель-профессионал, работающий по найму у собственника, обеспечивающий решение уставных задач организации и нацеленный на умножение прибыли.
Слайд 15Ключевые роли менеджера в организации