Слайд 1Что такое ЭКОЛОГИЯ ?
Наш общий дом.
Итоговое занятие по теме:
Слайд 2Цели:
Природа познается не только созерцательно, но и осмысленно, на основе
знаний. Но одних знаний еще не достаточно. Экологическое образование должно
сочетаться с экологическим воспитанием. Данное итоговое занятие позволяет постичь истину сознанием и сердцем, умом и чувством, что в судьбе природы – наша судьба, ради нынешних и будущих поколений.
Слайд 3Экология стоит на страже нашего здоровья
Экология –наука, которая учит, как
охранять и контролировать общий баланс природных составляющих
Достижения экологии не пропадают
даром.
Люди заметно обеспокоились экологическим здоровьем планеты.
Пример воздействия человека на окружающий мир,
На первый взгляд, не очень понятного.
Его расшифровала наука экология, изучая связи всего живого.
экология
Слайд 4Итак, вы составили себе представление о том, что за наука
ЭКОЛОГИЯ и для чего она нам совершенно необходима.
Для чего необходима
наука ЭКОЛОГИЯ?
экология
Слайд 5Вся природа, окружающая живые организмы,
называется
средой обитания.
Слайд 6экология
Почему у нас в тайге
Пальмы не растут?
Ясно и тебе, и
мне-
Холодно им тут.
Слайд 7экология
А в походе по грибы
На лесной дороге
Вряд ли встретятся слоны
Или
носороги.
Слайд 8экология
Зато усатый таракан,
Что ходит в кухню на обед,
От северных
до
южных стран
Везде-
Нахальный наш сосед.
Слайд 9Отдельные элементы или свойства
среды обитания, воздействующие на живой
организм,-это
экологические факторы.
Слайд 10экология
Ветер, снег, жара и дождь-
Их в расчет всегда возьмешь
Или вдруг
лесной пожар,
Или вот в горах обвал-
Пострадают сразу все
И на суше,
и в воде.
Слайд 11Приспособление к среде обитания
называется
адаптация.
А в приятную погоду
И зверью, и
огороду
Славно жить и процветать
Этот фактор-
благодать.
Слайд 12экология
Итак, мы все - приспособленцы
Умеем жить и процветать,
Чтоб
охладиться и согреться
Ушами хлопать и дрожать.
Мы заселили континенты,
Пустыни,
горы и леса,
И, как разведчики-агенты,
Вписались в нужные места.
Разнообразен мир наги, братцы!
Но человек живет везде,
Так что не стоит сомневаться,
Ты адаптирован к среде
Слайд 13Вся та область Земли, которая охвачена влиянием живого вещества,
называется
биосферой.
Современная жизнь распространена в верхних слоях земной коры,
в
нижних слоях воздушной оболочки и в водной оболочке Земли.
Самая большая глубина, на которой в земной коре
обнаруживаются живые организмы - бактерии, составляет 4 км.
Дальше к центру Земли температура постепенно повышается
(ведь ядро у нее раскаленное), и всякая жизнь становится невозможной.
В океанах такая глубина больше - доходит до 10 км.
Температура воды в этих слоях - около 0°С.
На дне океанов накапливаются толщи осадочных отложений, в которых,
возможно, тоже гнездятся какие-то виды бактерий.
Так что глубина биосферы не везде одинакова от поверхности Земли.
Воздушный слой биосферы в основном равен 1-1,5 км,
но отдельные виды бактерий и
микроскопических грибков обнаруживаются в воздухе
даже на высоте 20-22 км.
Слайд 14Вот и еще один научный термин –
экосистема, или экологическая
система.
Это название предложил еще в 1935 году английский ученый
Тенсли.
Он полагал, что совокупность ( т.е. объединенное множество)
живых организмов и неживых объектов, между которыми
может совершаться круговорот веществ, -
это экологическая система.
Растения, например, существуют только за счет
постоянного поступления кислорода, воды,
углекислого газа, минеральных веществ.
Но запасы всего этого пополняют те же растения:
они выделяют в воздух кислород, а отмирая,
постепенно разлагаются до воды, углекислого газа
и минеральных веществ.
Так и получается круговорот внутри экологической системы.
Слайд 15экология
Ну что же, подведем баланс,
Чтоб в стихотворном виде
Экосистему
юный глаз
Отчетливей увидел.
Она система потому,
Что в ней по форме
строгой
Необходил1ый всем продукт
Идет своей дорогой.
И кто системе служит –
Живет себе, не тужит.
Вот на зеленый стебелек
Садится пестрый мотылек,
Попил нектар со всех цветов,
Их опылил -ив путь готов.
Но тут попался - Боже .мой! –
На завтрак птице луговой.
А у нее гнездо в траве
И куча птенчиков в гнезде.
И уж, конечно, их помет
Питанье травушке дает.
Слайд 16экология
Как из бутылки вылез
Джинн
И стал сильнее всех,
Так человек-природы СЫН-
Завоевал успех.
Слайд 17Но не учел, что важно знать.
Как надо власть употреблять.
Вначале слаб
он был и глуп
Ему был нужен острый зуб
И крепкий коготь,
как
у льва,
Была же только голова
И к не пять пальцев на руке,
Но обошелся он вполне.
Слайд 18экология
Сумел он так мозги развить,
Чтоб льва и тигра победить,
И, в
лес приехав на слоне,
Сказал: вы все подвластны мне!
Слайд 19экология
Но не учел,
что важно знать,
Как надо власть
употреблять.
Слайд 20экология
Все живое — это нечто совсем особенное, отличное от всего,
требующее к себе обостренного внимания. И что надеяться ему, живому,
сегодня приходится именно
на нас.
Слайд 21экология
Ведь М.Пришвин сказал:
"Все прекрасное на Земле — от солнца,
а все хорошее — от человека". Подумайте, ребята, над этими
словами, они помогут вам стать истинными друзьями и защитниками природы.
Слайд 22Источники:
Левитман М.Х
Экология-предмет: интересно или ет?
СПб: 2001
Интернет ресурсы в свободном доступе
Слайд 23Наш общий дом.
Презентацию подготовила
Педагог ДЭБЦ
Неводуева Елена Валентиновна