Слайд 1
Выполнили:
ученицы 8 класса
Костяева Анастасия,
Поликутина Дарья
МБОУ Пичаевской сош
им. В. П.
Беляева.
Реки и родники – природные святыни
Слайд 2
Гипотеза:
Если реке Большая Елань вернуть прежнее состояние, то её воды
можно использовать для водоснабжения села Пичаево.
Слайд 3Цель исследования:
Изучить реку Большая Елань и состояние её вод на
современном этапе.
Задачи:
рассмотреть географическое положение и морфометрические показатели реки Большая Елань;
исследовать
качество воды реки Большая Елань;
выяснить роль воды в жизни человека;
оценить влияние загрязняющих факторов на здоровье людей;
дать оценку экологического состояния реки.
Слайд 4Ход исследования:
изучить литературу по теме исследования;
с помощью карт Тамбовской области
определить географическое положение и морфометрические показатели реки Большая Елань;
проследить уровенный
режим реки за 2007 год;
провести исследования русла реки Большая Елань на местности и взять пробы вод;
провести анализ качества воды;
обобщить полученные результаты.
Слайд 5Историческая справка
Древнерусские поселения располагались в местах, богатых водой
и лугами. Так и крупное, старинное село Пичаево, Жердевского района
протянулась вдоль реки Большая Елань, где можно было заниматься полеводством и скотоводством.
В документах 7-й ревизии (1816 г) записано как «село Пичаево, на Елане».
Слайд 6Провели опрос жителей села о состоянии реки Большая Елань несколько
десятков лет назад.
Слайд 7Провели опрос жителей села о состоянии реки Большая Елань на
современном этапе.
Было опрошено 100 человек. На вопрос, как вы оцениваете
состояние реки Большая Елань на современном этапе, 97 человек дали ответ – плохое, 3 человека – удовлетворительное.
Слайд 8Географическое положение реки Большая Елань
Большая
Елань начинается истоком в балке вблизи села Цветовка, Жердевского района.
Река протекает с севера на юг по территории Жердевского района, через села: Пичаево, Липовка, Питим. Далее несет свои воды в Воронежскую область. У села Козловка Терновского района Большая Елань сливается с Малой Еланью и образует реку Елань, устьем которой является река Токай, относящаяся к бассейну реки Дона.
Слайд 9Морфометрическая характеристика реки Большая Елань.
Длина реки Большая Елань – 21
км.
Высота истока=171 м; высота устья=163 м.
Падение
реки = 171м – 163м = 8м.
Уклон реки = 800 см : 21 км = 38,09 см/км = 0,28 ‰
Река протекает по равнинной территории, поэтому характер течения спокойный со скоростью всего лишь 0,2 м/с.
Площадь водосбора реки Б. Елань – 56,9 км².
Слайд 10 Средняя ширина русла реки в пределах села Пичаево
в настоящее время – 6м.
Несколько десятков лет назад
она была намного больше, около 30м, о чем свидетельствуют заросли рогоза вдоль всего русла реки.
Слайд 11Уровенный режим реки Большая Елань
за 2010 год.
Вывод: самый низкий
уровень летней межени – август;
самый высокий уровень весеннего половодья –
апрель.
Это связано с тем, что река Большая Елань имеет
смешанный тип питания, с преобладанием снегового.
Слайд 12План села Пичаево с отметками мест, где брали пробу воды
из реки
р Б.Елань
Слайд 13Исследование качества воды реки Большая Елань
Взяли пробы воды из различных
мест реки Большая Елань.
Слайд 14Провели исследования качества воды.
Органолептические
показатели воды:
1. Цвет – желтоватый
2. Прозрачность -26
см
3. Мутность – незначительная
4. Запах – оценили в
2 балла, слабый речной воды.
Слайд 15Химические показатели:
Определили рН воды, используя бумагу универсального индикатора.
рН =7 – среда нейтральная.
Также провели
исследование
воды красной лакмусовой бумагой, цвет, которой изменился на фиолетовый, что также указывает на нейтральную среду.
2. Провели исследование на наличие аммиака: прокипятили воду и вновь опустили красную лакмусовую бумагу, бумага стала фиолетовой, что доказывает отсутствие аммиака.
Слайд 163. Исследовали воду на наличие органических веществ. В пробирку с
исследуемой водой (5-6 мл) добавили одну каплю 0,5% раствора перманганата
калия, раствор не изменил своей окраски, значит в исследуемой воде органических веществ нет.
4. Исследовали воду на наличие хлорид и сульфат-ионов. В исследуемой воде обнаружены сульфат-ионы.
Слайд 175. Исследовали воду на содержание железа.
К
10 мл исследуемой воды добавили одну каплю концентрированной азотной кислоты,
несколько капель пероксида водорода и 0,5 мл раствора роданида калия. Окраска осталась бесцветной, значит железо не содержится в воде.
В пробах воды были обнаружены личинки поденки, которые обитают в чистых водоёмах.
Слайд 18Взяли интервью у школьной медсестры о пригодности воды из реки
Большая Елань.
Слайд 19Провели выставку рисунков: «Настоящее и будущее реки Большая Елань».
Слайд 20Полученные результаты оформили в виде отчётной презентации на компьютере. Презентации
представили на уроке перед классом, а также демонстрировали перед учащимися
7, 8, 9 классов.
Слайд 21Проект оценили учителя, родители и учащиеся
Для оценивания проекта всем присутствующим
было предложено выбрать вариант ответа: очень понравилось, понравилось, не понравилось.
Результаты следующие:
Слайд 22
Выводы:
В результате химического анализа было установлено, что вода в
реке Большая Елань по органолептическим и химическим показателям пригодна для
использования населением в хозяйственных целях. О чистоте воды реки можно судить и по личинке поденки, которая обитает в нашей реке. Для употребления в пищу, вода не может быть использована, так как химический анализ показал, что нет вредных соединений, но если сделать микробиологический анализ, то могут быть выявлены патогенные и условно патогенные микроорганизмы, вредные для здоровья людей.
Слайд 23Охранные мероприятия:
1. Расчистить, по мере возможности, русло
реки.
2. Провести пропаганду среди населения по соблюдению чистоты вод реки.
Расклейка агитационных листовок
Обращение с рекомендациями в Администрацию
Пичаевского сельского совета по охране вод реки.
Слайд 24 3. Запретить вырубку деревьев и кустарников по долине
реки и сажать, где необходимо новые деревья.
4. Разработать меры по улучшению экологического состояния реки Большая Елань.
5. Провести наблюдения за состоянием вод реки Большая Елань в последующие годы.
6. Не сбрасывать в реку и не складировать в селе и на берегу бытовой мусор, отходы промышленных, сельскохозяйственных предприятий.
7. Не мыть автотранспортные средства у реки.
8. Провести мероприятия по очистке берегов рек и улиц села от бытового мусора.
Слайд 25Информационные источники:
«Тамбовская энциклопедия» под редакцией Л. Г. Протасова, Тамбов, 2004
г.
«География России: природа, население, хозяйство. 8 кл».: учеб. для общеобразоват.
учреждений.
В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. Москва 2006г.
Атлас Тамбовской области, Роскартография, 1999г.
«Геоэкология Тамбовской области». Учебник. О.И.Дубровин., Б.Е. Петухов, Тамбов, 2006г.
«Химия в действии». М.Фримантл. Издательство «Мир».
Мультимедийное учебное пособие нового образца. Издательство «Просвещение».
Большая электронная детская энциклопедия «Химия».
«Химия 8 класс». О. С. Габриелян. Москва, 2007г.
«Школьный экологический мониторинг». Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Ашихминой. –М.: АГАР, 2000г.
«Организация проектной деятельности по химии 8-9 кл».
С.Г. Щербакова, ИТД «Корифей», 2007г.