Слайд 1СТО КОПЕЕК ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВНИМАНИЯ
Аргументация экзаменуемым собственного мнения
Слайд 2Аргументация экзаменуемым собственного мнения
Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного
экзамена по русскому языку/И.П. Цыбулько, В.Н. Алексаендров, Ю.Н.Гостева и др.
– М.: ООО «ТИД «Русское слово и- РС», 2009. – 152с.
Слайд 4Аргументация экзаменуемым собственного мнения
эксплицитной, когда автор сочинения чётко формулирует свою
позицию и объясняет её;
имплицитной, когда позиция прямо не выражена
отдельными фразами, но отношение к проблеме достаточно ясно передано и мотивировано через общий модальный план высказывания (оценочную лексику, риторические вопросы и т. п.).
Слайд 5Сочинение-рассуждение
Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение или опровержение какой-либо
мысли.
Слайд 6Сочинение-рассуждение
В тексте обычно выделяются 3 части:
1) тезис (высказывается какая-то
мысль);
2) доказательство (или опровержение) этой мысли, сопровождаемое примерами;
3) вывод или
заключение.
Слайд 8Рассуждение
Логическая связь – это связь смысловая: все приводимые факты должны
быть убедительны для каждого и подтверждать именно выдвинутый вами тезис,
а не что-то другое.
Слайд 9Рассуждение
Грамматическая связь между тезисом и аргументами или между аргументами нередко
осуществляется с помощью вводных слов: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак,
следовательно, таким образом. В рассуждении широко используются предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как, вследствие чего и др.
Слайд 10Аргументы
2 аргумента: один из которых взят из художественной литературы (чаще
всего это какой-либо герой произведения), публицистики (в тексте должны быть
ссылки на известных журналистов или знакомые факты), научной литературы (широко распространенные сведения, факты из биографии великих ученых) , а другой аргумент из жизненного опыта, знаний – это может быть пример какого-либо фольклорного жанра (пословица, поговорка, строчки из песни и пр.)
Два аргумента взяты из художественной, публицистической или научной литературы
Два аргумента могут быть основаны на жизненном опыте
Слайд 11Аргументы
Рациональные (логические): реальные факты, статистические данные, законы природы, выводы науки,
положения официальных документов
Иллюстративные: конкретные примеры из жизни, примеры из художественной
литературы, предположительные примеры.
Ссылки на авторитет: мнения известных или выдающихся людей, цитаты из авторитетных источников, мнения очевидцев, общественное мнение.
Слайд 12На эту тему
Русский язык. 9-11 классы. Подготовка к итоговой аттестации:
рецензии на 20 баллов (рекомендации, уроки, дидактический материал, образцы сочинений)
/ авт.-сост. Н.Я. Нелюбова и др. – Волгоград: Учитель, 2010. -199 с.)
Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Учеб.пособие для 10-11 кл. / В.Н.Александров, О.И. Александрова. -3-е изд.- Челябинск: Взгляд, 2005. –127с.)
Марина Карнаухова "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю".
Соколова Н.П. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ.-Ростов-на-Дону.-Феникс, 2009- 281с.
Слайд 13Методические приёмы
Приём «незаконченного предложения».
Приём освоения понятий «тезис», «аргумент».
Приём
обучения подбору аргументов.
Приём аргументации собственной позиции.
Приём экспертизы написанного
одноклассником сочинения.
Приём «Копилка аргументов»
Слайд 14Алгоритм проверки экспертом работы критерию К 4
Следует выделить ту
часть текста сочинения, которая выполняет функцию аргументации.
Установить соответствие аргумента утверждаемому
(аргумент должен доказывать именно то, что утверждается).
Оценить степень убедительности, которая может проявляться как в строгой логичности, так и в эмоциональной оценочности, образной экспрессии.
Установить соответствие аргумента смысловой функции: приведённый пример должен не просто выступать как яркий повествовательный или описательный микротекст, а доказывать или опровергать то или иное утверждение.
Определить количество аргументов
Слайд 15Оценка «5»
ставится за работу, в которой пишущий сочинение «выразил свое
мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или
не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)»
Слайд 16Способы выражения личностной позиции
«Ниточка»
Комментированный пересказ
Приём «Что делать?»
Приём «Оппонент»
Слайд 17Спасибо за внимание!
Ignorantia non est argumentum!
Парамонова Лариса Валентиновна,
учитель русского
языка и литературы
МОУ гимназия № 6 г. Волгограда