Слайд 1Управление человеком и управление группой
Слайд 2Содержание
1)Понятие группы.
2)Причины объединения людей в группы.
3)Стадии развития группы.
4)Внешние условия, определяющие
эффективность работы человека и группы.
5)Возможности членов группы.
6)Структура группы и характеристика
её компонентов.
7)Формальные и неформальные организации: социальный контроль, сопротивление переменам, неформальные лидеры.
Слайд 3Понятие группы
Группа – это относительно обособленное объединение небольшого количества людей
(обычно не более 10), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и
осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени.
Слайд 4ГРУППА
формальные
неформальные
временные
функционирующие на постоянной основе
Слайд 5
Формальные группы – это те, которые предусмотрены в структуре организации
для решения конкретных задач.
Неформальные группы создаются членами организации в соответствии
с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.п.
ссылка
Слайд 6Причины объединения людей:
Достижение конкретных целей;
Усиление власти;
Обеспечение безопасности;
Защита прав и социальных
гарантий;
Общение;
Самоуважение;
Получение определенного статуса.
Слайд 7Стадии развития группы
1.Начальная стадия формирования.
2.Внутригрупповой конфликт.
3.Обеспечение сплоченности членов группы.
4.Стадия наивысшей
работоспособности и производительности.
5.Заключительная стадия (для временных групп). ссылка
Слайд 8Начальная стадия формирования. Характеризуется неопределенностью относительно целей группы и её
структуры.
Внутригрупповой конфликт. Характеризуется борьбой за лидерство и распределением ролей между
членами группы.
Обеспечение сплоченности членов группы. Отношения между членами группы становятся более тесными и появляется ясность относительно неформальных норм поведения и распределения ролей в группе.
Слайд 9Стадия наивысшей работоспособности и производительности. Группа полностью функциональна, энергия её
членов направлена на обеспечение эффективной работы и достижение высоких результатов.
Заключительная стадия. Для временных групп, созданных на время выполнения конкретных задач, связана с периодом выполнения этих самых задач.
Слайд 10Факторы, определяющие качественную сторону взаимодействия группы и организации в лице
руководителя:
а)структурные – величина группы, членство в группе, коммуникации в группе
и организации;
б)независимые – физическое расположение группы, взаимосвязь с другими группами;
в)переменные – характер задачи, стоящей перед группой; степень сложности задачи; условия решения задачи;
г)мотивационные – мотивации членов группы; групповая мотивация; состояние окружающей группу среды (атмосфера в коллективе);
д)промежуточные – стиль руководства; взаимоотношения между членами группы, а также всеми работниками организации и группой; распределение ролей и обязанностей; организационный климат; процесс принятия решений в организации.
Слайд 11Модель процесса эффективного управления группой:
1 – непосредственное изменение структурных факторов;
2
– дополнительное воздействие на мотивирующие факторы;
3 – использование промежуточных факторов.
Слайд 12 Согласно модели процесса эффективного управления группой факторы групп а –
г через факторы-инструменты группы д влияют на эффективность работы группы
(оптимальное решение поставленных задач с высокой производительностью труда) и её существование (удовлетворенность членов группы) при соблюдении ряда условий.
1. У группы должны быть четко сформулированные цели, сбалансированные с целями членов группы и организации в целом.
2. Балансирование целей осуществляется руководителем в ходе открытого коллективного обсуждения проблемы или задачи.
3. Необходимость определенной ответственности за результаты следует из коллективного способа принятия решения.
4. При взаимодействии с группой руководитель должен всячески избегать соперничества между её членами, так же как и соперничества между группами.
Слайд 13 Таким образом, руководитель может изменить группы факторов а – в
для того, чтобы изменить факторы группы г, что приведет к
желаемому результату через использование факторов группы д.
Руководитель может непосредственно изменить (1) структурные факторы (а) и переменные условия задачи (в). Это повлечет за собой на следующем этапе адекватные изменения в области мотивирующих факторов (г). При дополнительном воздействии (2) руководителя на мотивирующие факторы в целях их усиления через использование(3) промежуточных факторов (д) с необходимыми изменениями руководитель получит требуемый результат.
Слайд 14Модель Д.Хоманса
Неформальные группы динамически взаимодействуют с формальными. В этой модели
под видами деятельности понимаются задачи, выполняемые людьми. В процессе выполнения
этих задач люди вступают во взаимодействие, которое способствует появлению эмоций в отношении друг друга и начальства. Эти эмоции влияют на то, как люди будут осуществлять свою деятельность и взаимодействовать в будущем.
Слайд 15Взаимодействие
Эмоции
Деятельность
Слайд 16 Факторы, оказывающие влияние на группу со стороны внешней среды (по
Д. Хомансу):
Физические – территория, география, климат.
Технологические – здание, оборудование, станки.
Культурные
– ценности, цели, традиции.
Слайд 17Анализ влияния оплаты труда на групповое поведение
Высокая
Дифференциация в оплате
Низкая
Взаимозависимость действий
членов группы
Низкая
Высокая
Слайд 18 Возможны 4 комбинации этих факторов:
1) низкая взаимозависимость – низкая дифференциация
в оплате;
2) низкая взаимозависимость – высокая дифференциация в оплате;
3) высокая
взаимозависимость – низкая дифференциация в оплате;
4) высокая взаимозависимость - высокая дифференциация в оплате.
Следовательно, 1 и 4 случаи порождают проблемы во взаимоотношениях между членами группы. Напротив, 2 и 3 случаи способствуют успешному функционированию группы и развитию благоприятных отношений между ее членами.
Слайд 19 Внешние условия, определяющие
эффективность работы человека и группы.
Стратегия развития;
Организационная структура;
Формально установленные
в организации нормы и правила функционирования;
Ресурсы, имеющиеся в распоряжении организации ;
Система отбора и расстановки персонала;
Выработанная в организации система оценки и мотивация работников;
Организационная культура. ссылка
Слайд 20Стратегия развития организации определяет ее цели, задачи развития и средства
их достижения. Среди них могут быть такие как увеличение выручки
и прибыли за счет повышения качества и расширения спектра выпускаемой продукции (товаров и услуг).
Организационная структура предприятия определяет, кто и на каком уровне принимает решения, реализует и контролирует их выполнение.
Формально установленные нормы и правила функционирования. Чем четче они будут сформулированы, тем больше стабильности и предсказуемости будет в поведении работников.
Имеющиеся в распоряжении организации ресурсы (материальные, финансовые, людские и т.д.) Степень их ограниченности оказывает существенное влияние на специфику работы ее подразделений и групп.
Слайд 21Система отбора и расстановки персонала. Она во многом определяет качество
групп в организации и ориентирована на долгосрочные цели развития, позволяя
группе достигнуть серьезных результатов.
Система оценки и мотивации работников. Если у каждого сотрудника будет расписана реальная перспектива карьерного роста, а его личное материальное поощрение будет увязано с успехами всей ее группы, то и эффективность деятельности организации будет возрастать.
Организационная культура – определенный путеводитель, демонстрирующий как добиться успеха в организации и как избегать неприятностей, где допустимая норма эмоциональности в работе, какой стиль одежды соответствует культуре данной организации и т.д.
Слайд 22Возможности членов группы
Профессиональные способности
Личностные морально-этические качества
Слайд 23 Профессиональные способности. Эффективность работы группы определяется не только суммой возможностей
каждого из ее членов, но и способностями каждого из входящих
в нее индивидов. Помимо этого, важно получать удовлетворение от работы и чувствовать понимание со стороны руководства.
Личностные морально-этические качества членов группы также имеют непосредственное отношение к ее эффективности. Коммуникабельность, независимость и самостоятельность сотрудников в работе, безусловно, повышают эффективность группы.
Слайд 24Структура группы и характеристика ее компонентов.
СТАТУС
СОСТАВ
РАЗМЕР
РОЛИ
ФОРМАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО
НОРМЫ
Слайд 25Статус. Та или иная личность в организации или группе, имеющая
свой статус, который определяется рядом факторов, включая старшинство должностной иерархии,
название должности, расположение кабинета, образование, социальные таланты, информированность и накопленный опыт.
Размер. Определяет эффективность ее работы, которая зависит от количества человек в группе.
Состав. Предопределяется характером выполняемых работ, требующих различных знаний, умений, навыков и личностных качеств.
Слайд 26Роли. Чтобы группа функционировала эффективно, ее члены должны вести себя
таким образом, чтобы способствовать достижению ее целей и социальному взаимодействию.
Формальное
лидерство (роль руководителя, начальника, председателя, президента и т.д.). От формальных лидеров зависит моральный климат и характер взаимоотношений в коллективе.
Нормы. Призваны подсказать членам группы, какое поведение и какая работа ожидаются от них. ссылка
Слайд 27Самая эффективная группа — это та, чей размер соответствует ее
задачам, в составе которой находятся люди с непохожими чертами характера,
чьи нормы способствуют достижению целей организации и созданию духа коллективизма, где здоровый уровень конфликтности, хорошее выполнение как целевых, так и поддерживающих ролей и где имеющие высокий статус члены группы не доминируют.
Слайд 28Формальные и неформальные организации
Формальные .Создаются на основании действующего законодательства по
решению собственников, а внутренние отношения регулируются нормативными документами.
Неформальные .
Это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели.
ссылка
Слайд 29Причины вступления в неформальную организацию
чувство принадлежности;
взаимопомощь;
взаимозащита;
тесное общение и симпатия;
заинтересованность.
ссылка
Слайд 30Характеристики неформальных организаций
Социальный контроль. Установление и укрепление норм – групповых
эталонов приемлемого и неприемлемого поведения.
Сопротивление переменам. Наблюдается тенденция к сопротивлению
переменам, это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию неформальной организации.
Неформальные лидеры. Опора неформального лидера – признание его группой. Неформальный лидер помогает группе в достижении её целей, поддерживает и укрепляет её существование. ссылка
Слайд 31Проблемы, связанные с неформальными организациями
снижение эффективности;
распространение ложных слухов;
тенденция сопротивляться переменам.
Слайд 32Потенциальные выгоды
большая преданность организации;
высокий дух коллективизма;
более высокая производительность труда, наблюдается
в тех случаях, когда групповые нормы превосходят официально установленные.
ссылка
Слайд 33Список литературы
1)Основы менеджмента: учебное пособие / Л.В. Плахова, Т.М. Анурина,
С.А. Легостаева и др. – М. : КНОРУС, 2007. –
496 с.
2)Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент : учебник. 3-е изд. М. : Гардарики, 2001.
3)Герчикова И.Н. Менеджмент : учебник. 3-е изд., перераб. И доп. М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
4)Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. –
М.:Дело,1992г.
5)Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г.Лапусты –
М.:ИНФРА-М, 1996г.
6)Менеджмент организации : учебник / А.В.Тебекин, Б.С. Касаев. – 2-е изд., перераб. Идоп. – М. : КНОРУС, 2007. – 416 с.
7)Менеджмент: учеб. Пособие / Под ред. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 220 с. – (Вопрос – ответ).
Слайд 34Выполнили студентки 2 курса
Филатова Дарья
И
Минина Ксения