Слайд 1Алгоритм решения задач по теме:
" Уравнение теплового баланса".
Слайд 2Что значит знать физику?
Это значит уметь решать задачи!
А что надо
делать, чтобы уметь решать задачи?
Надо их решать!
Это тот случай, когда
и цель и средства
олинаковы!
Слайд 3Важнейшей проблемой в обучении физике является развитие самостоятельности учащихся при
решении задач, т. к. умение решать задачи является одним из
основных показателей не только глубины усвоения учебного материала по физике, но и уровня развития мышления учащихся.
Слайд 4Среди законов физики, есть такие, которые очень широко применяются в
описании поведения тех или иных систем. Одним из таких законов
и является закон сохранения энергии в тепловых процессах: то есть энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает: количество энергии неизменно. Она только переходит из одной формы в другую и если теплообмен и совершаемая работа происходит только между телами данной системы, то эта система называется изолированной. Для такой системы изменение внутренней энергии равно нулю и суммарная работа в системе тоже равна нулю, соответственно равно нулю и суммарное количество отданного и полученного телами тепла. Для любой изолированной системы при любых изменениях внутри нее внутренняя энергия остается неизменной.
Слайд 5Процессы теплообмена в замкнутой системе тел могут приводить к охлаждению
одних тел, нагреванию других, изменению фазового состояния тел системы. Однако
при любых процессах в таких системах полное количество тепла остается неизменным. Поэтому выполняется закон сохранения энергии, называемой в этом случае тепловым балансом: количество тепла, отданное всеми остывшими телами, равно количеству тепла, полученному всеми нагревающимися телами.
Слайд 6При решении такого рода задач следует:
1. Из анализа условия задачи
установить какие тела в ходе каких процессов обмена теплом образуют
изолированную систему.
2. Определить какие тела, в ходе каких процессов отдают тепло. Вычислить отданные теплоты для каждого тела, используя формулы:
Q1 = -r m - при конденсации;
Q2 = с m (t2 — t1) - при охлаждении;
Q3 = -λm - при затвердении.
3. Определить какие тела, в ходе каких процессов получают тепло. Вычислить полученные теплоты для каждого тела, используя
формулы:
Q4 =λm - при плавлении;
Q5 = с m (t2-t1) - при нагревании;
Q6 =rm - при кипении.
4. На основании закона сохранения тепловой энергии в замкнутой системе приравнять всю отданную телами теплоту всей полученной теплоте и составить уравнение теплового баланса:
Q1+Q2+Q3+Q4+Q5+Q6=0
5.Решить это уравнение, выражая побочные неизвестные из дополнительных данных задачи.
Слайд 7В латунный сосуд массой 0,2 кг содержащий 0,4 кг анилина
при температуре 10 С долили о,4 кг анилина при температуре
31 С. Найти удельную теплоемкость анилина, если в сосуде установилась температура 20 С. Удельная теплоемкость латуни 0,4 кДж/ кг С.
Слайд 8В сосуд объемом V с теплонепроницаемыми стенками заполненный газом с
молярной массой м и температурой Т и давлением р, внесен
медный шарик массой m и температурой Т меди. Какая температура установится в сосуде?
Слайд 9В стеклянный сосуд массой 120 г и температурой 20 С
налили горячую воду массой 200 г при температуре 100 С.
Спустя 5 минут установилась температура 40 С. Теряемое в единицу времени количество теплоты постоянно. Какое количество теплоты терялось в единицу времени?
Слайд 10 Ванну объемом 100 л необходимо заполнить водой, имеющей температуру
30 С, имея воду при температуре 80 С и лед
при температуре -20 С. Найти массу льда, который придется положить в ванну.
Слайд 11
Кусок свинца массой 1 кг расплавили наполовину при сообщении ему
количества теплоты 54,5 кДж. Какова была начальная температура свинца. Удельная
теплоемкость свинца 130 Дж/кг С. Удельная теплота плавления 24 кДж/кг. Температура плавления свинца 600К.
Слайд 12Итак, можно выделить следующий алгоритм решения задач на «тепловой баланс»:
-по данным задачи составить общее уравнение теплового баланса;
-записать соответствующие
равенства для каждой из величин теплоты, входящих в общее уравнение теплового баланса;
-подставить правые части записанных равенств в уравнение теплового баланса;
-поменять местами слагаемые в скобках, перед которыми стоит знак «минус»;
-выразить искомую величину из полученного уравнения.
Слайд 13Важное замечание. Предложенные в настоящем разделе алгоритмы можно освоить только
в ходе решения задач при неторопливом применении «шаг за шагом».
Слайд 141. В конкретных задачах происходят не все типы процессов, поэтому
ряд слагаемых в уравнении теплового баланса может отсутствовать.
2. Нужно помнить, что
в процессе фазового перехода температура тела не изменяется до тех пор, пока переход не закончен.
3. Если конечной температурой является температура фазового перехода, то в окончательном состоянии могут сосуществовать две фазы(твердое тело и жидкость, жидкость и пар).
4.Если кроме обмена теплом система совершает механическую работу (или работа совершается над системой), то следует от уравнения теплового баланса перейти к I закону термодинамики в более общем виде: Qотданное-Qполученное=A
где работа А подставляется с учетом знака.