Слайд 1Дидактические игры как средство развития познавательного интереса учащихся при обучении
физики
Коротаева М. А.
учитель физики
МАОУ СОШ № 21 г.Кунгура,
Пермского края
Слайд 2«Дитя требует деятельности беспрестанно
и утомляется не деятельностью,
а её однообразием и
односторонностью»
К.Д. Ушинский
Слайд 3Вопросы методики:
Цель игры. Какие умения и навыки в области физики
школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить
особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
Количество играющих. Каждая игра требует определенного минимального или максимального количество играющих. Это надо учитывать при организации игры.
Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней еще раз?
Как обеспечить участие всех школьников к игре?
Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?
Какие выводы следует сообщить учащимся в заключение, после игры.
Слайд 4Требования
Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
Учебная деятельность
подчиняется правилам игры, а учебный материал используется в качестве её
средства.
В учебной деятельности обязателен элемент соревнования, с помощью которого дидактическая задача переводится в игровую.
Успешное выполнение дидактического задания должно быть обязательно связано с игровым результатом.
Игра должна вызывать у учащихся только положительные эмоции (доступность, привлекательность, цель должна быть достижимой, а оформление красочным).
Обязательный учёт возрастных особенностей учащихся
Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности.
Слайд 6Результативность игры
формируются такие качества личности как терпение, настойчивость,
ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;
вырабатывается умение
самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
создаётся положительный морально – психологический климат в классе для развития личности учащихся;
повышается уровень развития коммуникативных навыков учащихся;
в каждом классе выделяется группа учащихся, у которых наблюдается высокий уровень сформированности устойчивой мотивации познания;
развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знакомых вещах
Слайд 7Классификация физических игр
1. Кроссворды.
2. Ребусы.
3. СКАЗКИ: «Сказки с физическими ошибками»,
«Сказки глазами учителя физики…»
4. Маршрутные листы.
5. Анаграммы.
6. Урок-игра
7. Дидактические игры
(игры-упражнения, игры-путешествия, игры-соревнования и т.д.)
8. Внеклассные мероприятия.
Слайд 8Формы игровой деятельности
индивидуальная, одиночная, парная, групповая, коллективная, массовая
1. К индивидуальной
форме можно отнести игру одного человека с самим собой, а
также с различными предметами и знаками.
2. Одиночная форма — это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной цели.
3. Парная форма — это игра одного человека с другим человеком, как правило, в обстановке соревнования и соперничества.
4. Групповая форма — игра трёх или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель.
5. Коллективная форма — это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.
6. Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели.
Слайд 9Классификация физических игр по характеру педагогического процесса.
обучающие,
контролирующие,
обобщающие,
тренировочные.
Слайд 10Классификация дидактических
игр
Обучающая игра
обучающиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания,
умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки
к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше. Чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании физического материала.
Контролирующая игра
дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная физическая подготовка.
Слайд 11Классификация дидактических
игр
Обобщающие игры
способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение
умений действовать в различных учебных ситуациях.
Тренировочная игра
Дидактическая цель игры состоит
в тренировке умений. Для участия в ней каждому ученику тоже необходима определенная подготовка.
Слайд 12 Дидактический материал, используемый во время игры, должен
быть удобен в использовании, в противном случае игра не даст
должного эффекта.
При проведении игры, связанной с соревнованиями команд (поединок, бой, эстафета, соревнования, построенных на сюжетах известных игр: КВН, «Брейн-ринг», «Счастливый случай», «Звездный час» и др.) должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива или выбранных лиц. Учет должен быть открытым, ясным и справедливым.
Каждый ученик должен быть активным участником игры.
Слайд 13 Традиционным является сообщение учителем темы и
цели урока. Просто и ясно, но иногда хочется изменить эту
традицию, предложить учащимся самим разгадать тему урока.
Работа напоминает работу с текстом, но задания и ответы сведены в таблицу.
По горизонтали вписываются буквы из темы урока вперемешку, по вертикали – вопросы. В образовавшихся прямоугольниках – варианты ответов. Правильный ответ записан напротив буквы, которую необходимо внести в расшифровку. Место этой буквы в теме урока указано цифрой рядом с вопросом.
Цифровая шифровка темы написана на доске.
Слайд 14 Данная работа позволяет
Занять работой всех учащихся.
Повысить интерес за счет
соревнования. Высокий эмоциональный настрой, т.к. первые 5 человек, расшифровавшие название,
получают хорошие оценки.
Организовать повторение в нестандартной форме.
Создать внешнюю мотивацию, т.к. в следующий раз некоторые учащиеся будут готовиться лучше, чтобы получить хороший результат.
Слайд 17
После изучения темы нужно знания проверить, углубить
и закрепить. И качественные вопросы для этого то, что надо.
Соревнование делает ответы на качественные вопросы увлекательной игрой.
Класс делится на 3 команды, по рядам. Задаю вопрос первой команде. Выслушиваю все их ответы, до правильного. За каждый правильный ответ один балл, а ученику, давшему этот ответ – “палочка”.
На доске таблица, куда эти баллы заносятся. Если I команда не дает правильного ответа, отвечает II команда, зарабатывает их баллы.
Вопросы к физическому соревнованию по теме “Диффузия”
“физическое соревнование”
Слайд 181 команда
1. Почему детский резиновый шар, наполненный водородом, через несколько
часов не поднимается вверх? В каком помещении его лучше хранить
в теплом или холодном?
Почему соленая сельдь, после того как ее оставили на некоторое время в воде, делается менее соленой?
Какое значение имеет диффузия для дыхания человека и животных?
Какими опытами можно подтвердить непрерывное движение молекул вещества?
Слайд 193 команда
Какой физический процесс способствует попаданию кислорода и азота в
листья растений?
Кальмар при нападении на него выбрасывает темно-синюю жидкость. Почему
через некоторое время пространство, заполняемое этой жидкость, даже в спокойной воде становится прозрачным?
Почему ткань, окрашенную недоброкачественной краской, нельзя в мокром состоянии держать в соприкосновении со светлым бельем?
Чтобы не задыхалась рыба (особенно карпы) в зимнее время, в небольших замерзших водоемах делают проруби и нагнетают воздух пол лед. Зачем?
Слайд 202 команда
Молекулы воздуха в комнате движется со скоростями 300—700 м/с.
Почему же запах духов не распространяется с такой же скоростью?
Происходит
ли диффузия между твердыми и жидкими веществами? Приведите примеры.
Природные горючие газы не имеют запаха. Для быстрейшего обнаружения опасных скоплений газа в помещениях, в него добавляют пахучее вещество. Почему достаточно несколько граммов этого вещества на тысячи кубических метров газа, чтобы обнаружить этот газ?
Чтобы огурцы более продолжительное время оставались малосолеными их необходимо хранить в холодном помещении. Почему?
Слайд 23Тема «Тепловые явления»
1. Придумайте свои проекты теплоизоляции двух зданий: одно
построено на Севере, другое – в пустыне.
2. В слове, состоящем
из 16 букв, известны только 6 букв. Отгадайте это слово, означающее один из способов передачи теплоты.
3. Одновременно с вашим «соперником» начните составлять список примеров конвекции. Через 2 минуты обменяйтесь листочками, вычеркните из полученного списка примеры, упомянутые и вами. Выиграет тот, в чьём списке останется большее число примеров.
4. Придумайте загадку об излучении. Удачный её текст оценивается в 5 баллов.
Слайд 245. Назовите как можно больше число физических терминов, начинающихся на
букву «Т». Выигрывает тот, кто назовёт новый термин последним.
6. Кто
быстрее всех заполнит свободные клетки таблицы:
Слайд 26Цель игры: активизировать познавательную деятельность учащихся посредством внеклассной игровой деятельности;
способствовать развитию творческого мышления, умения сравнивать, правильно объяснять с точки
зрения физики повседневные явления и процессы; закрепить приобретенные УУД учащихся по теме «Силы в природе».
Правила игры:
На каждом слайде есть кнопка возврата к слайду 3. «Игровое поле», где располагается гири для выбора номера слайда с четырьмя вопросами.
Даны вопросы с вариантами ответов по теме «Силы в природе». При выборе правильного ответа, сам ответ исчезает и при этом появляется часть изображения.
Выполняем задание, по управляющей кнопке возвращаемся назад на «Игровое поле». Особенности игры: необходимо открыть рисунок с изображением действия сил, действующих на тело.
Интерактивная игра
«Ассорти силовое»
Слайд 283. Чему равна сила тяжести, действующая на тело массой 200
г?
120 кг
60 кг
12 кг
уменьшается
увеличивается
не изменяется
0,2 H
направлена
вниз
200 H
2 H
направлена
влево
направлена
вверх
2. В гололедицу тротуары посыпают песком, при этом сила трения подошв обуви о лед...
1. Какую примерно массу имеет тело весом 120 Н?
4. Мяч погружают в воду. Выталкивающая сила …
Ассорти силовое №1
Слайд 29 При выполнении домашнего задания. Важнейшей
задачей учителя является поддержание у учащихся интереса к предмету не
только во время урока, но и при выполнении домашних работ.
Главным условием достижения этой цели является разнообразие домашних заданий.
Одной из форм выполнения д/з может быть подбор материала для различных физических игр.
Самыми распространенными из них стали кроссворды, чайнворды, головоломки.
За правильно составленный кроссворд или чайнворд учитель выставляет оценки, а лучшие из них предлагает для проигрывания всему классу.
Здесь же проверяется правильность составленных игр.
Слайд 30Ребусы
влажность
вещество
диффузия
отражение
Слайд 31Заключение.
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности,
которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к
жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям.
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась.
Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.