Слайд 1Если Вы думаете, что Вы не смеете,
Вы не посмеете
никогда.
Если Вам нравится побеждать, но Вы думаете,
Что не сможете победить,
Вы
наверняка потерпите поражение.
Если Вы считаете, что Вы проиграете, Вы уже проиграли.
Если Вы считаете, что Вас оставляют позади, это так и есть.
Потому что во всем мире успех начинается с воли человека.
Ваши мысли и стремления должны лететь высоко,
Чтобы дать Вам подняться.
Адам Джексон.
Слайд 2«Внимание – устремленность души к познанию».
Платон «Диалоги».
Тема.
Физика как наука. Методы познания.
Слайд 3Зачем нам нужно познавать окружающий мир?
Слайд 4Как мы можем познавать действительность?
Слайд 5Воображение
Фантазия
Образность мысли
всегда были неотъемлемыми компонентами научного творчества, вопреки
распространенному мнению, будто ученый живет в холодном, лишенном красок мире
абстрактных логических построений.
Слайд 6 Эйнштейн писал: «В моей жизни взгляд на мир
глазами художника играл большую роль. В конце концов работа научного
исследователя развивается на почве воображения. Как артист создает свои образы отчасти интуитивно, так и ученый должен обладать большой долей интуиции».
Слайд 7 Также очень интересна мысль другого выдающегося физика
нашего времени – М.Борна:
«…мы, ученые, всегда
должны помнить, что весь опыт базируется на чувствах. Теоретик, погрязший в своих формулах, забывший о явлениях, которые он собирался объяснить, - это уже не настоящий ученый – физик или химик; а если своими книгами он загораживается от красоты и разнообразия природы, то для меня он жалкий глупец. Ныне мы достигли разумного равновесия между экспериментом и теорией, между чувственной и интеллектуальной реальностью. И мы должны следить за тем, чтобы такое равновесие сохранилось».
Слайд 8Два способа познания:
теоретический
и
экспериментальный
Слайд 9Вставить фильм – наблюдение как способ познания
Слайд 13 Газы легко сжимаются и могут неограниченно расширяться. Они
не сохраняют ни формы, ни объема. Многочисленные удары молекул о
стенки сосуда создают давление газа.
Слайд 14 Жидкости трудно сжимаются, сохраняют свой объем, но легко
меняют форму, принимая форму сосуда. Они текучи.
Слайд 15 Твердые тела сохраняют свою форму и объем, практически
несжимаемы, обладают механической прочностью.
Слайд 17Наблюдение
– как способ познания.
Эксперимент
– как способ познания.
Моделирование
–
как способ познания.
Слайд 19наблюдение
гипотеза
эксперимент
закон
теория
Слайд 20Спасибо за урок!
Литература:
Атаманская М.С. Технология графических образов. Ростов-на-Дону: изд-во РО
ИПК и ПРО, 2006.
Сауров Ю.А. Физика в 10 и 11
классах. Модели уроков. Москва: «Просвещение», 2005.
Осмоловская И.М. Методология науки. Москва: «Юнита 1», 2002.
Гульчевская В.Г. Педагогические основы современного образования. Ростов-на-Дону: изд-во РО ИПК и ПРО, 2006.
Неразгаданные тайны человечества. Франция: ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 2004.
Платон. Диалоги. Москва: изд-во «Мысль», 1986.