Слайд 1М.В.Ломоносов- великий сын России.
… может собственных Платонов
И быстрых разумом
Невтонов
Российская земля рождать
Слайд 2Ломоносов принадлежит к числу величайших деятелей науки и культуры всего
человечества.
М.В.Ломоносов известен как физик, химик и геолог, поэт, художник и
филолог, астроном, географ и технолог, литератор, историк и философ, -казалось, всюду он успевал и везде привносил новое, неожиданное, прогрессивное…Такой разносторонностью в прошлом обладал, пожалуй, лишь Леонардо да Винчи, а в последующем уже никто.
Слайд 3
…крестьянский сын Михайло Ломоносов научившийся читать и писать у местного
дьячка и прочитавший лишь две светские книги –Арифметику Магницкого и
Грамматику Смотрицкого решил стать ученым.
Слайд 5 Имеючи отца, хотя по натуре доброго человека, но в крайнем
невежестве воспитанного и злую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев
в отце моем, представляя, что я всегда сижу попустому за книгами, я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод – вспоминал Ломоносов.
Слайд 71731г декабрь
М.Ломоносов с попутным обозом отправляется в далекую Москву с
целью –пробить себе дорогу к свету. Его приняли только в
духовное училище при одном из московских монастырей. За пять лет он окончил 8-летний курс обучения и должен был стать священником. Но его в числе наиспособнейших юношей послали учиться за границу у виднейших ученых того времени.
Слайд 88 июня 1741года
Вернувшись на родину с прекрасными отзывами он был
оставлен в Академии в должности профессора.
Крестьянский сын Михайло Ломоносов
стал ученым и посвятил свою жизнь распространению науки в своем отечестве и борьбе за его возвышение.
Слайд 10Однажды один вельможа указал М. Ломоносову на дырку в его
кафтане, вопросив с издёвкой: “Что это у Вас, уважаемый академик,
ум из кафтана выглядывает?” “Нет, - отвечал Ломоносов, - Это глупость туда заглядывает.”
“С ним шутить было накладно. Он везде был тот же: дома, где его все трепетали; во дворце, где он дирал за уши пажей; в Академии, где по свидетельству Шлецера, не смели при нём пикнуть. Вместе с тем Ломоносов был добродушен…”
А.С.Пушкин
Слайд 11Ломоносов безгранично верил в ум и созидательную силу русского
народа,
неисчерпаемость его таланта, сам являлся тому ярчайшим примером.
Честь российского народа
требует показать способность и остроту его в науках, и наше отечество может пользоваться своими собственными силами не только в военной храбрости, но и в рассуждении высоких знаний…
Слайд 12Химия моя – физическая.
Химик без знания физики подобен человеку, который
всего искать должен ощупом.
И сии две науки так соединены между
собою, что одна без другой в совершенстве быть не могут.
Химия есть правая рука физики, математика – глаза.
Слайд 13В химии все высказываемое должно быть доказано, как это принято
в науке…
Все вещества состоят из корпускул, температура тела связана с
вращательным движением этих корпускул.
Вещества не творятся из ничего и не исчезают бесследно. Ломоносов писал: Все перемены, в натуре случающиеся , что сколько чего у одного тела отнимается , столько прибудет к другому. Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения: что тело , движущее своей силой другое, столь же оныя у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него получает.
Слайд 15Какие бы законы Ломоносов ни открывал, какие бы научно-организационные мероприятия
он ни разрабатывал, он постоянно стремился направить все свои силы
и знания на благо народа России, к приращению наук, следовательно, к истинной пользе и славе Отечества.
Слайд 16О природе электрических явлений.
В начале 50-х гг. М.В.Ломоносов вместе с
Г.В. Рихманом с помощью незаземленной электроизмерительной особой установки, так называемой
громовой машины, приступили к изучению атмосферного электричества.26 июля 1753 г. во время грозы Рихман наблюдая за действием громовой машины, погиб от удара молнии. Ломоносов был уверен, что использование электричества откроет перед наукой великую надежду к благополучию человечества.
Слайд 18Все последующее развитие учения об электричестве и его практическом применении
полностью подтвердило это предвидение русского ученого.
Слайд 19Учение о теплоте
В 1748 году тепловые явления Ломоносов связал с
движением частиц вещества (корпускул) и сделал вывод о существовании самой
низкой температуры тела, когда движение частиц прекращается; на основе своей теории он объяснил явления испарения, плавления и теплопроводности.
Слайд 20Учение о свете и цвете.
Изучая световые явления и цветообразование Ломоносов
утверждал, что свет распространяется колебательным движением частичек. Каждая группа частичек
определяет один из основных цветов (красный, жёлтый и голубой). Прочие цвета рождаются от смешения первых. Этими взглядами Ломоносов подготовил почву для развития теории световых волн.
Слайд 21Работы по астрономии и оптике:
В 1761 г. наблюдая прохождение Венеры
по диску Солнца Ломоносов открывает атмосферу у этой планеты, что
послужило началом развития в России нового научного направления, изучающего природу планет и спутников Солнечной системы. Он положил основание астрофизики как науки.
Слайд 22Прикладная оптика:
В1756г. Михаил Васильевич создает одно из выдающихся творений в
области инструментальной оптики – ночезрительную трубу. В домашней лаборатории он
разрабатывает различные оптические инструменты: однозеркальный телескоп, микроскоп, звездный фотометр, камеру-обскуру, зажигательные стекла, рефрактор.
Слайд 24Необычайно широкая и плодотворная научная, литературная и общественная деятельность Ломоносова
– это целая эпоха в истории отечественной и мировой науки
и культуры.
Имя Ломоносова присвоено подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне Луны, экваториальному противотечению в Атлантическом океане.
Именем русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов.
Его имя носит Московский Государственный университет( в котором учатся и выпускники нашей школы).
Слайд 25Михаил Васильевич Ломоносов, прожив яркую, полную творческих дерзаний жизнь, оставил
глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и
просвещении.
Слайд 26Авторы работы:
Дёмина Александра, учащаяся 10 класса
(социально-гуманитарный профиль);
Подгорнова Дарья,
учащаяся 10 класса
(социально-гуманитарный профиль);
Таберт Эмма, учащаяся 10 класса
(социально-гуманитарный
профиль);
Руководители работы:
Кельт Владимир Владимирович –
учитель информатики
Сорокина Галина Павловна –
учитель физики и астрономии
МОУ “СОШ №18”
г. Братск