Слайд 1«Великая цель образования- это не знания, а действия»
Герберт Спенсер
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Учитель физики
МКОУ Мирнинской СОШ
Стасенко Татьяна Семеновна
Слайд 2Актуальность исследования
Определяется новыми образовательными стандартами основного общего образования, которые
определили новые требования к метапредметному результату обучения школьников.
Слайд 4Проблема исследования
Заключается в противоречии между:
потребностью общества;
требованиями новых образовательных
стандартов, ориентированных на выпускника с высоким уровнем сформированности основ учебной
деятельности;
отсутствием специальных методик, способствующих формированию регулятивных УУД.
Слайд 5
Процесс формирования регулятивных УУД на уроках физики.
Предмет исследования:
Дидактические условия формирования регулятивных УУД на уроках физики.
Цель исследования:
Повышение уровня сформированности регулятивных УУД обучающихся
Объект исследования:
Слайд 6Задачи исследования:
Проанализировать специальную литературу и имеющийся педагогический опыт по теме
исследования.
Описать структурно-содержательную модель регулятивных УУД.
Выделить и охарактеризовать дидактические условия формирования
регулятивных УУД в процессе обучения физики.
Разработать методику обучения физики, направленную на формирование регулятивных УУД.
Провести педагогический эксперимент, проанализировать и описать его результаты.
Слайд 7Этапы работы:
I этап –2017-2018год – совершенствование своих знаний: изучение литературы
по данной теме, изучение нормативных документов и ФГОС ООО.
II этап
– 2018 -2019 г.- разработка методики, направленную на формирование регулятивных УУД, выбор активных форм, методов и средств обучения, разработка инструментария для проведения входной диагностики.
III этап – 2019-2020г. – Проведение входной диагностики. Активное внедрение в практику новых технологий, форм, методов и приёмов, способствующих формированию регулятивных УУД.
IV этап- 2020-2021-Проведение контрольной диагностики уровня сформированности регулятивных УУД , подведение итогов работы.
Слайд 8РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Регулятивные УУД – это действия по самоуправлению познавательной и
учебной деятельностью, и именно они обеспечивают умение организовывать любую деятельность
человека»
[Леонтьев А.А.,1997].
Слайд 9Номенклатура регулятивных УУД
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что
еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Слайд 14Дидактические условия
формирования регулятивных УУД
Особенности организации процесса обучения, способствующие формирования
регулятивных УУД
Слайд 15ПРИЕМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Проблемная ситуация
Домысливание
Исключение
Группировка
Ситуация яркого пятна
Подводящий диалог
Работа над понятием
Моделирование жизненной
ситуации
Пословицы, поговорки, загадки
Слайд 16
приём «отсроченные догадки»
(Умение формулировать и осознавать учебные цели )
Урок
физики 9 класс.
На этапе целеполагания.
«Майкл Фарадей постоянно носил в кармане моток проволоки и постоянный магнит. Почти 10 лет упорной работы потребовалось Фарадею на решение этой задачи». Какую задачу поставил Фарадей перед собой? И удалось, ли ему решить эту задачу? Чтобы ответить на эти вопросы проведем эксперимент. На столах находится следующее оборудование: гальванометр, катушка, два соединительных провода, постоянный магнит. Обучающимся предлагается с помощью этих приборов получить электричество из магнетизма. Обучающиеся, разделенные на 4 группы, совместно предлагают свои варианты проведения опыта, а затем проверяют свои предположения. После этого в ходе беседы, обучающиеся приходят к выводу, что в катушке возникает ток, когда изменяется магнитное поле. Преподаватель дает определение явления электромагнитной индукции. Затем учащиеся пытаются сформулировать тему и цели урока.
Слайд 17ПРИЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Обсуждение готового плана решения учебной задачи;
Работа с деформированным планом
решения учебной задачи;
Использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
Составление своего
плана решения учебной задачи.
Слайд 18 Приём «Составление своего плана решения учебной задач»
(Умение самостоятельно устанавливать
(планировать) последовательность действий для достижения учебной цели)
«Экспериментальная задача»
Тема «Закон сохранения
энергии».
Форма выполнения задания: групповая и индивидуальная.
Карточка – задание.
На сколько процентов уменьшится энергия свободно падающего упругого теннисного мячика, при одном соударении с поверхностью стола.
Оборудование: штатив с лапкой, линейка, теннисный мячик.
Составьте план решения задачи:
1……………………………………
2……………………………………
3…………………………………..
Можно ли сказать, что эта часть энергии исчезла? Значит ли это, что закон сохранения энергии нарушается?
Слайд 19ПРИЕМЫ КОНТРОЛЯ
сверка с образцом (готовым ответом)
выполнение задания по алгоритму;
взаимоконтроль;
подбор
нескольких способов -выполнения задания и выбор самого рационального;
Слайд 20Приём «найди ошибку», взаимопроверка
(Умение осуществлять контроль выполнения действий)
Форма выполнения задания: индивидуальная
и работа в парах.
Карточка – задание.
Найти ошибки и исправить их.
Объяснить, незнание какого материала их повлекло.
1. Электрический заряд можно делить бесконечно.
2. Протон – это частица, не имеющая заряда.
3. Атом в целом имеет положительный заряд.
4. Вблизи заряженных тел действие поля слабее, а при удалении от них поле усиливается.
5. В состав ядра атома входят частицы: протоны и электроны.
6. Атомы всех химических элементов одинаковы.
7. Главной характеристикой химического элемента является число нейтронов.
После выполнения задания, взаимопроверка, обсуждение ошибок.
Слайд 21ПРИЕМЫ ОЦЕНКИ
прием «задания – ловушки»;
прием «перепутанные логические цепочки»;
прием «умные вопросы»;
прием
«лесенка»;
прием «светофор»;
приём «дерево успеха»;
приём «лист самоконтроля».
– ловушки»
(умение внести необходимые дополнения и изменения в план,
способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок)
На уроке учитель предложил следующую задачу:
« По данному рисунку определить цену деления и объем налитой жидкости» Петя и Дима предложили следующие способы решения
Решение Пети: Решения Димы:
ц.д=(40-20):5=4 мл ц.д=(40-20):4=5 мл
Vж =40+4=44 мл Vж=41 мл
Сравни ответы Пети и Димы. Кто из ребят достиг
поставленной цели? Кто из ребят допустил ошибки?
Исправь их.
Слайд 24Физическая задача как средство формирования регулятивных УУД
Пример задачи: Вычислить массу алюминиевой
ложки, если при ее нагревании в стакане с чаем от
25 до 85 градусов Цельсия, она получила 528 Дж теплоты.
Решение. Наглядно: чашка с чаем, в который опускают ложку либо визуализировать процесс. Предложите план решения (планирование)
Если трудно, то наводящие вопросы: Что происходит? Какова может быть масса ложки (несколько грамм или килограмм)? (прогнозирование).
Как математически связано количество теплоты при нагревании с массой вещества? - самоконтроль: знаю ли я формулу?
Если нет, предлагаю найти в учебнике, в записях в тетради: волевая саморегуляция и способность к преодолению препятствий. Кроме того, поиск информации в различных источниках (Познавательные УУД).
Записывают формулу, которая описывает процесс нагревания.
Определиться с известными и неизвестными величинами, выразить из формулы неизвестную величину. Вычислить значение и оценить его реальность.(контроль и сравнение)
Проанализировать, какие этапы решения задачи вызвали затруднение. Над чем нужно работать? Если ответ нереален, найти ошибку в решении (коррекция.)
Слайд 25Работа в группах.
1.Умение внести необходимые дополнения и изменения в план,
способ и результат действия на основе его оценки и учёта
сделанных ошибок
2.Умение констатировать достижение поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудач;
3. Умение формулировать и осознавать учебные цели;
4. Умение осуществлять контроль выполнения действий;
5. Умение действовать в соответствии с планом;
6. Умение самостоятельно устанавливать (планировать) последовательность действий для достижения учебной цели.
Слайд 26Проверка
1.Умение внести необходимые дополнения и изменения в план, способ и
результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок
(пример №6)
2.Умение констатировать достижение поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудач; (пример № 5)
3. Умение формулировать и осознавать учебные цели;(пример №1)
4. Умение осуществлять контроль выполнения действий; (пример №4)
5. Умение действовать в соответствии с планом;(пример №3)
6. Умение самостоятельно устанавливать (планировать)
последовательность действий для достижения учебной цели.(пример №2)