Слайд 1Формирование у учащихся общих физико-математических понятий
ГОУ Республики Марий Эл
Лицей
«Мегатех»
учитель физики высшей категории
Полевщикова Валентина Васильевна
Слайд 2
Межпредметные связи есть педагогическая категория
для обозначения интегративных отношений между явлениями и
процессами реальной действительности
Слайд 3Осуществление межпредметных связей позволяет:
снизить вероятность субъективного подхода в определении
межпредметной ёмкости учебных тем
сосредоточить внимание на аспектах , играющих
важную роль в раскрытии ведущих идей наук
осуществлять поэтапную организацию работы
формировать познавательные интересы учащихся
осуществлять творческое сотрудничество
изучать важнейшие мировоззренческие проблемы
Слайд 4 Математика дает физике средства и приемы
общего и
точного выражения зависимости
между физическими величинами, которые
открываются в результате
эксперимента или
теоретических исследований
Слайд 5Связи математики и физики :
1. физика ставит задачи, решение которых приводит к появлению новых
математических идей
2. математическая теория с ее идеями приводит к созданию новой физической теории
3. математический аппарат развивается по мере его использования в физике; происходит параллельный прогресс и физики, и математики
Слайд 6
Для реализация межпредметных связей нужна специальная организация
учебного материала и процесса обучения
Материал о
межпредметных контактах следует включать в учебно - познавательную деятельность
Межпредметные связи бывают
содержательные
операционные
Их направленность
односторонняя
двухсторонняя
многосторонняя
Связи делят
по хронологии
по хронометрии
Слайд 8Межпредметные связи на уровне знаний, раскрываемые посредством языка
Этот вид основан на применении понятий и
операций, взятых из другой науки
Слайд 9 Межпредметные связи на уровне знаний, раскрываемые посредством элементов теории
Суть этого приема: использование отдельных
правил, теорем, аксиом из
теории другой науки
Слайд 10 Межпредметные связи на уровне знаний, раскрываемые посредством информации, играющей
«прикладную» роль.
Данный прием основан на применении методов из другой науки
Слайд 11 Межпредметные связи на уровне видов деятельности.
В курсе математики учащихся
обучают умению составлять задачу по заданному уравнению
Аналогичный вид деятельности -
составление задач- может быть организован и в курсе физики
Слайд 12В курсе математики учеников учат читать графики и составлять по
ним задачи.
Поэтому можно предложить учащимся в теме «Тепловые явления» такое
задание: «Составьте задачу на определение количества теплоты по графику, изображенному на рисунке, и решите её».
Слайд 13Сложности в работе и пути их снижения
Не своевременно
формируются математические понятия в физике, а физические – в математике
В курсе физики применяют такие понятия, которые в рамках математики вообще не вводятся
Несогласованность терминологии и обозначений в курсах математики и физики
Иногда одни и те же понятия в математике и физике получают различную трактовку
Слайд 15Основные межпредметные умения, связанные с формулой:
Распознавание вида функции по
формуле
Вычисление значения функции по заданному значению аргумента
Расчет
по формуле значения аргумента, при котором функция принимает заданное значение
Выражение одной величины через другую
Нахождение области определения функции
Слайд 16Основные мепредметные умения, связанные с графиком функции:
Строить график
По абсциссе находить ее ординату, а по ординате
абсциссу
Находить координаты точек пересечения графиков
Определять интервалы возрастания и убывания функции
Указывать области «знакопостоянства» функции
Находить наибольшее и наименьшее значения функции
Слайд 17Реализация межпредметных связей способствует
систематизации, а следовательно, глубине и
прочности
знаний, помогает дать ученикам
целостную картину мира