Слайд 1ФИЗИКА - 10 класс. Тема: «Закон сохранения импульса». Урок №1.
Тема
урока:
«Импульс тела. Импульс силы».
Цель урока: ознакомится с понятием импульса
тела и импульса силы, их связи: научиться рассчитывать импульс тела, импульс силы; находить изменения импульса тела.
.
Слайд 2Значение импульса
Удары при авариях
Взрывы
Реактивное оружие
Все столкновения
атомных ядер,
ядерные реакции
Слайд 3«Я принимаю, что во Вселенной…
есть известное количество движения, которое
никогда не увеличивается, не уменьшается, и, таким образом, если одно
тело приводит в движение другое, то теряет столько своего движения, сколько его сообщает».
Р. Декарт
Рене Декарт
(1596 – 1650)
Слайд 4Входной контроль знаний
Механическое движение и его основные характеристики
Что называется механическим
движением (МД)?;
Какие физические величины описываются МД?;
Какие разделы механики вы знаете?;
В
чем состоит основная задача механики;
Какая цель кинематики?;
Какова основная задача динамики?
Слайд 5Подумай и ответь
1.Опытный баскетболист, принимая сильно посланный мяч, расслабляет руки
и слегка подаётся назад вместе с мячом. Зачем?
2.Отчего хрупкий
предмет разбивается, если его роняют на жёсткий пол, и остаётся целым, если он падает на мягкую подстилку?
3.В цирковом аттракционе атлету, лежащему на ковре, устанавливают на грудь наковальню и затем бьют по ней молотком. Опасны ли такие удары для атлета?
Слайд 6Так, например, при прыжках с какой-то высоты остановка тела происходит
за счет действия силы со стороны земли или пола. Чем
меньше продолжительность столкновения, тем больше тормозящая сила. Для уменьшения этой силы необходимо, чтобы торможение происходило постепенно. Именно по этой причине спортсмены приземляются на мягкие маты. Прогибаясь, они постепенно тормозят спортсмена.
Слайд 7Задачи урока: 1.Вспомнить об импульсе, как о векторной физической величине,
характеризующей механическое состояние тела. 2.Находить изменения импульса и представлять причину
такого изменения.
Работа с учебником.
1.Прочитать параграф.
2.Начертить таблицу в тетради.
3.Ответить на вопросы.
4. Записать в таблицу формулы и определения.
Слайд 8Повторить материал из 9-го класса
Слайд 9СИЛА И ИМПУЛЬС
Запишем второй закон Ньютона
F = ma
p
= mv –импульс тела после взаимодействия
p0 = mv0 – импульс
тела до взаимодействия
Ft = p - p0
Слайд 10Вспомним какие задачи на тему «Импульс тела» вы решали в
9 классе
1. Машина массой 2т движется со скоростью 10 м/с.
Каков импульс машины?
2. Мальчик массой 50 кг изменил свою скорость, с 2 м/с до 3 м/с за 10 с. Какая сила действовала на мальчика?
3. Сани массой 200 кг под действием силы 400 Н за 5 с изменили скорость с 3 м/с до 8 м/с. Найти импульс силы, импульс саней в начале и в конце движения.
4.Шарик массой 100 г свободно упал на горизонтальную площадку, имея в момент удара скорость 10 м/с. Найти изменения импульса шарика, если удар считать: а) абсолютно упругим, б) абсолютно неупругим. Модель с диска «Живая физика».
Слайд 11Задачи для учащихся 10-го класса
1.Уравнения движения материальной точки массой
2
кг X=5 – 8t+4t2. Найти импульс и его изменение:
а)
через 2 сек, б) через 4 сек после начала движения.
2.Два тела одинакового объёма, стальное и
свинцовое, движутся с одинаковыми скоростями.
Сравнить импульс этих тел (№373Р).
1.Мяч массой 200 г движется со скоростью 10 м/с
под углом 450 к горизонту. Определить импульс
мяча и изобразить скорость его движения и
направления импульса на чертеже. Модель с диска «Живая физика».
4.Упругий шарик массой 100 г, летевший со
скоростью 10 м/с, ударился о стенку под углом 600 .
Найти изменения импульса шарика, если удар
абсолютно упругий.
Слайд 13Подумай
и о т в е т ь !
У какого тела
импульс больше:
у спокойно идущего слона или летящей пули?
(M >m
, но V1
Каким максимальным
импульсом
обладали лично Вы
(относительно Земли)?
Есть ли
на рисунке
тела, обладающие
одинаковым импульсом?
У какого тела наибольший
по модулю импульс?
2
2
1
1
4
Слайд 16Домашние задание
Задача №319, №323 (задачник 10 – 11. А. П.
Рымкевич).
Параграф из учебника.
Вспомнить материал из 9-го класса «Закон сохранения импульса.
Реактивное движение».
Слайд 182 урок
Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Цель: ввести понятие замкнутой системы,
вывести закон сохранение импульса и проверить его на примерах. Научится
применять ЗСИ к полёту ракет.
Слайд 191.Ответить на вопросы: система каких тел называется замкнутой, какие силы
называются внутренними, какие – внешними.
2.Вспомнить формулировку и запись закона сохранения
импульса из 9 класса.
Слайд 20до взаимодействия
взаимодействие
после взаимодействия
m1
m2
Подумай!
Условие – рассматриваем замкнутую систему тел.
Слайд 22Какую бы систему взаимодействующих тел мы не рассматривали, будь то
Солнечная система или сталкивающиеся бильярдные шары, у тел системы с
течением времени непрерывно изменяются координаты и скорости. Замечательным является то, что в системе тел, на которую не действуют внешние силы, имеется ряд величин, которые при движении тел не изменяются со временем. Именно к таким величинам относится импульс (или количество движения), который, как говорят, подчиняется соответствующему закону сохранения.
Слайд 23Изучение нового материала
Вывод закона сохранения импульса смотри в опорном конспекте
№1
Вывод формулы для реактивного движения смотри опорный конспект №2
Слайд 24Освоение
космоса
Кибальчич Н. А.
Циолковский К. Э
Королев С. П.
Слайд 25Устройство
одноступенчатой ракеты
Устройство
многоступенчатых ракет
Строение ракеты
Слайд 26Возвращаемся к началу урока (опыт с воздушным шаром) и определяем:
отношение скорости оболочки к скорости газа;
скорость оболочки находим из
уравнений кинематики;
скорость газов.
Решите задачу
При выстреле из автомата вылетает пуля массой m со скоростью V. Какую по модулю скорость приобретет автомат, если его масса в 500 раз больше массы пули?
Ответьте на вопросы: система каких тел называется замкнутой? в чём состоит ЗСИ? какое движение называют реактивным?
Слайд 29Домашнее задание
Выучить алгоритм решения задач и решить задачи из бланка.
Выучить
теоретический материал.
Подготовить эксперимент по теме «ЗСИ».
Слайд 30Домашняя работа. 10 класс. Урок №2.
Проверка
знаний по таблице. Найди ответ на вопрос.
Слайд 313 урок
Урок решения задач на закон сохранения импульса
Цель. Отработать практические
умения и навыки при решении физических задач по данной теме.
Слайд 32Повторение пройденного материала
Что называется импульсом тела? В каких единицах измеряется
импульс?
Что такое замкнутая система?
Какой удар считается упругим?
В чём состоит закон
сохранения импульса?
Что называют импульсом силы?
Какую систему тел называют незамкнутой?
Какой удар считается не упругим?
При каких условиях выполняется закон сохранения импульса?
Слайд 33Решение задач
Задача №1.
U U
Задача №2.
U 4U
m
m
До соударения
m
m
После соударения. Какой будет скорость тел?
m
m
m
m
До соударения
После соударения. Какой будет скорость тел?
U U=0
Задача №4.
U=0
m
m
m
m
До соударения
После соударения. Какой будет скорость тел?
m
m
m
m
m
m
До соударения
После соударения. Какой будет скорость тел?
Слайд 36Алгоритм решения задач
Первый этап:
Надо выбрать системы отсчета.
Выбрать систему взаимодействующих тел.
Определить
какие силы являются внутренними, а какие - внешними.
Определить импульс до
и после взаимодействия.
Написать закон сохранения импульса в векторном виде, а затем в скалярном.
Слайд 40Второй этап. (Дополнение к алгоритму решения задач)
Закон сохранения импульса следует
применить, если внешние силы пренебрежимо малы в сравнение с внутренними
(вычислить величины сил, как внутренних, так и внешних).
Закон сохранения импульса следует применить при кратковременных (ударных) взаимодействиях тел между собой (определить время взаимодействия тел).
Если в задаче нужно определить не только скорости взаимодействующих тел, то необходимо использовать другие физические законы (уравнение кинематики, динамики).
Слайд 42Домашнее задание
1.Выучить алгоритм решения задач.
2.Повторить теоретический материал.
3.Решить задачи.
Брусок массой m
скользит по наклонной плоскости, высота которого h и угол наклона
альфа и падает на тележку с песком массой M. Какую скорость после этого будет иметь тележка? Трением при движении тел пренебречь.
С высоты 20 м падает шар массой 1 кг. с начальной скоростью = 0. Когда шар проходит высоту 10 м, в него попадает пуля массой 10 г. и застревает в нем. Пуля выпущена со скоростью 800 м/м из винтовки, расположенной горизонтально. В какой точке поверхности Земли упадет шар?
4.На следующем уроке будем выполнять лабораторную работу.