Слайд 1Звук. Источники звука. Громкость, высота и тембр звука.
9 класс
5klass.net
Слайд 2Фронтальный опрос
Что такое механические волны?
Каких двух видов бывают механические волны?
Чем
характеризуются продольные волны?
Что такое:
амплитуда,
период,
частота,
длина волны,
скорость
волны?
5. Какая связь существует между периодом и частотой волны?
6. Какая связь существует между длиной волны и скоростью её распространения?
Слайд 3Допишите предложения
1.Распространяющиеся в пространстве колебания частиц среды называются…
2.Волны, скорость распространения
которых совпадает с направлением колебаний, называются…
3. Волны, направление скорости
в которых перпендикулярно направлению колебаний, называются…
4.Любые волны характеризуются…
5.Расстояние между ближайшими друг к другу точками, колеблющимися в одинаковых фазах, называется…
6.Количество колебаний частиц среды в единицу времени , называется…
7.Продольные волны распространяются в …
8.Поперечные волны распространяются в … и на…
Слайд 41.Распространяющиеся в пространстве колебания частиц среды называются механическими волнами.
2.Волны, скорость
распространения которых совпадает с направлением колебаний, называются продольными.
3. Волны,
направление скорости в которых перпендикулярно направлению колебаний, называются поперечными
4.Любые волны характеризуются периодом, частотой и амплитудой колебаний.
5.Расстояние между ближайшими друг к другу точками, колеблющимися в одинаковых фазах, называется длиной волны
6.Количество колебаний частиц среды в единицу времени , называется частотой
7.Продольные волны распространяются в любой среде
8.Поперечные волны распространяются в твердой среде и на поверхности жидкости
Слайд 5Самостоятельная работа
1.Определить по графику амплитуду, период и частоту колебаний.
2.Частота колебаний в волне 12000Гц, а длина волны 4 мм .Определить скорость волны.
Слайд 61.А = 0,2 м; Т = 0,4 с; Частота =
2,5 Гц
2.V = 0,004 м * 12000Гц = 48 м/с
Слайд 7Процесс распространения звука также представляет собой волну. Впервые это предположение
сделал знаменитый английский физик Исаак Ньютон (1643–1727).
Звук (звуковые волны) –
это упругие волны,способные вызвать у человека слуховые ощущения.
Слайд 8Колебания стенок стакана
после удара молоточком
Колокол
Погремушки
Камертоны
Источники звука
Источник звука –
это любое тело, совершающее колебания с частотой от 20Гц до
20000 Гц.
Слайд 9Источники звука
Общим во всех случаях является их происхождение. Колебания
тел порождают колебания воздуха.
Естественные (голос, шелест листьев,
шум прибоя
и др.)
Искусственные (камертон, струна, колокол, мембрана и др.)
Слайд 10 Камертон представляет собой металлическую «рогатку», укрепленную на
ящичке, у которого нет одной стенки. Если специальным резиновым молоточком
ударить по «ножкам» камертона, то он будет издавать звук, называемый музыкальным тоном.
Камертон был изобретен в 18 веке для настройки музыкальных инструментов.
Слайд 11
♦ Почему нельзя услышать звон колокола,
находящегося внутри сосуда, из которого откачан воздух?
Звук распространяется в любой
упругой среде – твердой, жидкой и газообразной, но не может распространяться в пространстве, где нет вещества.
Слайд 12Высота тона, громкость звука, тембр голоса.
Слайд 13Таблица 2.
Частота колебаний крыльев
насекомых и птиц в полете, Гц
Слайд 14Закрепление
Что такое звук?
Что может быть источником звука?
Что такое камертон?
Какие характеристики
звука вы узнали?
Какие физические величины определяют эти характеристики?
Доставляет ли комфорт
человеку абсолютная тишина?
В каких средах звук распространяется быстрее всего, а в каких медленнее?
Слайд 15Мини-тест
При полёте большинство насекомых издают звук. Чем это вызывается?
а) голосовыми связками;
б) ветром;
в) взмахами крыльев;
г) строением
тела
2. Какое насекомое – бабочка или муха – делает большее количество взмахов крыльями?
а) бабочка;
б) муха и бабочка делают одинаковое количество взмахов;
в) муха;
г) они не взмахивают крыльями
Слайд 16Много лет живёте вы, колокола,
Много знаете о жизни на Руси,
Много
сможете, наверно, рассказать,
Что нельзя забыть, нельзя простить.
Д.Белухин «Колокола»
Слайд 171.Сегодня на уроке я понял(а), что …
2.На уроке я открыл(а)
для себя…
3.Я ухожу с урока с чувством …
4.Такой урок интересен
тем, что…