Слайд 1Исследовательский метод обучения на уроках физики
Учитель физики Медведева Г.Л.
Слайд 2« Если человек в школе не научится творить,
то и в
жизни он будет только
подражать и копировать».
Л.Н.Толстой.
Слайд 3Физика – наука экспериментальная и организация исследовательской деятельности учащихся при
ее изучении позволяет повысить интерес к физической науке, сделать её
занимательной и полезной. Важно дать понять школьнику, что физика – это не страшно, физика – это интересно.
Слайд 4На уроках при организации исследовательской деятельности применяются различные методы и
приемы обучения: проблемный метод, метод проектов, собственно исследовательский метод, эвристический
метод, эксперимент
Слайд 5Перед изучением закона Ома для полной цепи можно создать проблемную
ситуацию, показав демонстрационный эксперимент по рисунку, где в качестве источника
тока взят выпрямитель. В этом опыте пропорциональная зависимость между силой тока и напряжением, знакомая учащимся из закона Ома для участка цепи, не наблюдается. Возникает противоречие между новыми и ранее полученными знаниями, и для объяснения явления нужно исследовать всю цепь, а не один ее участок.
Слайд 6Эксперимент является одним из ведущих методов школьного курса физики. Он
успешно моделирует явления, которые невозможно наблюдать непосредственно, позволяет дать заключения
о степени справедливости тех или иных гипотез. Нередко эксперимент становится источником противоречий, создает на занятиях проблемные ситуации.
С целью развития мышления учащихся и развития их познавательной самостоятельности применяется эвристический прием проведения фронтальных лабораторных работ. Он предполагает проведение их до изучения соответствующего материала.
Слайд 8В объяснение нового материала целесообразно включать фронтальные опыты. Фронтальные опыты
учат школьников наблюдать и анализировать явления, способствуют развитию мышления.
Например, в
7 классе перед изучением понятия скорости учащимся предлагается пронаблюдать за движением парафинового, пластилинового и свинцового шариков в стеклянных трубках с водой. При выполнении задания обучающиеся руководствуются указаниями, которые им даются в письменном виде. До выполнения задания школьники отвечают на вопросы (выдвигают гипотезы): Как вы думаете, какой из шариков будет двигаться быстрее? Какой медленнее? В результате выполнения опытов, их анализа, на основе сравнения обучающихся подводят к понятию скорости.
Слайд 9Эвристическая беседа может включать вопросы и частично-поисковые задания, требующие от
учащихся высказываний интуитивного характера (догадки, выдвижения предположений). Такая беседа имеет
исследовательский характер.
Урок-исследование по теме «Действие жидкости и газа на погруженные в них тела» можно провести в форме эвристической беседы, т.е. с помощью системы вопросов-ответов. В ходе беседы учащиеся «открывают» факт существования выталкивающей силы, приобретают знания о направлении действия выталкивающей силы, устанавливают качественную зависимость выталкивающей силы от объема погруженной части тела и плотности жидкости или газа
Слайд 10Исследовательские лабораторные работы, проводимые как индивидуально, так и в группах,
могут проходить по следующему плану:
1. Учитель сообщает проблему, для решения
которой проводится лабораторная работа.
2. Знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно их получают в процессе исследования. Средства для достижения результатов учащиеся выбирают сами, т.е. становятся активными исследователями.
3. Учитель управляет процессом исследований
За счет индивидуализации и дифференциации обучения, использования информационно-коммуникационных технологий достигается эффективность лабораторных занятий по физике.
Слайд 11В результате применения исследовательского метода обучения
учащиеся приобретают определённые качества личности,
такие как:
• гибко адаптируются в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно
приобретая необходимые
знания, умело применяют их на практике для
решения проблем;
• учатся самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в
реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
• грамотно работают с информацией;
• коммуникабельны, контактны в различных социальных группах, умеют
работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации и умеют выходить из
них;
• могут самостоятельно трудиться над развитием собственной
нравственности, интеллекта, культурного уровня