Слайд 1Послушай: музыка вокруг, она во всем – в самой природе,
И
для бесчисленных мелодий она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск
волны, раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели среди зеленой тишины,
И дятла дробь, и поездов гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень – песенкой без слов все на одной звенящей ноте.
А снега хруст! А треск костра! А металлическое пенье
И звон пилы и топора! А проводов степных гуденье!
…Вот потому-то иногда почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали, о том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвой, как, заскрипев, качнулись ели…
А это арфы нам напели, рояль, и скрипка, и гобой.
Стихотворение М. Ивенсена «Музыка».
Слайд 2Тема урока:
«Источники звука.
Звуковые явления.»
Автор: Камалова Л.Ф. - учитель
физики
МОБУ СОШ с. Зубово МР Уфимский район
Республики Башкортостан
Слайд 3Фронтальный опрос
Что такое механические волны?
2. Каких двух видов бывают механические
волны?
Слайд 4
Звуки – наши неизменные спутники.
Слайд 5
С глубокой древности человека окружали звуки, иначе он не научился
бы говорить.
Слайд 6
Сейчас нас окружает море звуков, в том числе и вредных
для здоровья.
Слайд 7
Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется аккустикой.
Слайд 8
Услышав какой-то звук, мы обычно можем установить, что он дошел
до нас от какого-то источника.
Слайд 9
Выясним причины возникновения звука.
Слайд 10 Звук (звуковые волны) –
это упругие волны,
способные
вызвать у человека
слуховые ощущения.
Слайд 11Приемники звуковых волн
Естественные
Искусственные
Слайд 12Механические колебания, частота которых превышает 20000 Гц, называется ультразвуками,
а
колебания с частотами менее 16 Гц - инфразвуками.
Слайд 15Источники звука
Естественные
Искусственные
Слайд 18
Скорость звука в различных средах, м/с (при t= 20 С)
Слайд 19Задача.
Определите время, через которое пескари слышат звук от источника,
если скорость звука в воде при температуре 25 °С равна
1500 м/с.
Ответ. 0,7 с
Слайд 20Чем меньше насекомое, тем быстрее оно машет крыльями. У многих
насекомых (у саранчи, стрекоз и др.) две пары крыльев, у
других (мухи, жуки) только одна пара крыльев. Скорость работы крыльев различная. Так, у крупных бабочек, например махаона, число взмахов за 1 с равняется 5, у саранчи – 18, у комнатной мухи – 120, у пчелы – 180.
Задача. Какое из этих насекомых мы услышим?
Ответ. Саранча в полёте издаёт звук частотой 18 Гц, комнатная муха – 120 Гц, пчела – 180 Гц
Слайд 21Мини-тест
1. Какова примерно скорость распространения звуковых волн в воздухе?
Слайд 22
2. Какова примерно самая низкая частота звука, слышимого человеком?
Слайд 24Мы узнали, что
1. любое колеблющееся тело создает звук;
2. звуковые волны
– это упругие волны, вызывающие у человека слуховые ощущения;
3. звуки
бывают слышимые и неслышимые
Слайд 25Домашнее задание
§ 34, 38, стр. 120-123, 129-131,
Упр. 32 (1,2)
Подготовить
сообщение:
История изучения звука
Ультразвук и инфразук
Слайд 26Продолжи рассуждение:
Я слышу звук:
а) мухи; б) упавшего предмета,
потому,
что ….
Слайд 27
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов
Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для
общеобразоват. учреждений/ Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. – М.: Дрофа, 2009.
Гусева Л.Е.
Физика. Человек. Здоровье//Физика – ПС. 1996. № 42 (Издательский дом «Первое сентября».)
Кабардин О.Ф. и др. Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11 кл.: Методическое пособие./ О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов. – М.: Дрофа, 1996.
Семке А.И. Нестандартные задачи по физике. Для классов естественно-научного профиля/ А.И.Семке. – Ярославль: Академия развития, 2007.
Слайд 28Список Интернет-ресурсов
wwwwww.www.enwww.en.www.en.eduwww.en.edu.www.en.edu.ruwww.en.edu.ru/www.en.edu.ru/publicationswww.en.edu.ru/publications/www.en.edu.ru/publications/generalwww.en.edu.ru/publications/general/164?www.en.edu.ru/publications/general/164?catalogueIdwww.en.edu.ru/publications/general/164?catalogueId=679
gwg.mindmix.ru/4.html
dezbytservis.siteedit.ru/guestbook
rabstol.ru/category/animals/page16.html
www.karaoke.ru/records/song/18082250
flammarion.wordpress.com/2009/03/
flash.sakha.net/main/gallery/24187-camolyoty.html
www.egomel.com/photo/thumbnails.php?album=toprated&cat=-3&page=8
silaautomira.ru/page/875/
www.bibliotekazvukov.ru/natures.php
www.origins.org.ua/page.php?id_story=397
www.verbaton-sordi.ru/?section=cochlear