Слайд 1Урок – сказка по теме «Масса, объём и плотность –
три физические величины».
Физика 7 класс.
Выполнила презентацию: Большакова Мария Николаевна
учитель математики и физики
Слайд 2Цели урока:
1. Образовательные: Повторить полученные знания о 3-х физических
величинах: массе, объёме и плотности. Умение различать понятия. Отрабатывать умение
применять знания на практике, связанные с данными физическими величинами, умение использовать формулы при решении качественных и количественных задач, работать с тестовыми заданиями, умение пользоваться приборами, таблицами плотностей, проводить лабораторный опыт, навыки взаимоконтроля, вычислительные навыки.
2. Развивающие: Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, рефлексии, развитие мотивации учебной деятельности.
3.Воспитательные: Прививать интерес к предмету через обучение как игру, используя народное творчество - сказки, воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, любознательность, сообразительность, честность, воспитывать навыки правильного поведения в коллективе, воспитание сотрудничества и коллективизма, коммуникативности, учить видеть практическую пользу знаний.
Слайд 3Тип урока: нетрадиционный урок(урок-сказка ), урок повторения и закрепления изученного
материала.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Иллюстрации: картина змея – Горыныча, паутина железного паука, эльфы, избушка
бабы Яги, к задаче №1, к последней игровой ситуации.
Карточки с тестовыми заданиями.
Плакат со словами: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!»
Приборы: весы, наборы гирь, мензурки, стаканы с водой, картофель.
Калькуляторы.
Ребус.
Магнитная доска и буквы обозначений величин с магнитиками.
Слайд 41. Организационный момент.
Учитель: Ребята, тема сегодняшнего урока «Масса, объём, плотность
– три физические величины».
Что вы должны знать об этих
величинах?
« Знающими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы».
Демокрит.
Учитель: Но сегодня урок – у нас с вами не обычный. Все вы, конечно же, любите сказки, поэтому перенесёмся с вами в сказку.
« В
некотором царстве, в некотором государстве жили – были царь с царицей, и была у них дочь Василиса, уж какая красавица, такая рукодельница - всё умела, а физику обожала, так что целыми днями из комнаты не выходила, всё эксперименты ставила.
Но вот подошло время дочь замуж отдавать, и отправил царь гонцов во все земли с вестью, что будет царевна жениха выбирать.
Самого мудрого себе в мужья возьмёт.
Съехались с разных концов света будущие женихи на турнир.
Слайд 6Объявил тогда царь: Кто из вас решит три задачи, за
того дочь замуж отдам. Вызвался тут Иван-Царевич из соседнего царства-государства,
все задания вмиг выполнил.
(Ребята скажите, что ответил Иван-Царевич?)
Задача 1. Маркиз Карабас, оказавшись в реке, увидел две одинаковых лодки. В одну он залез, решив вытащить на берег вторую лодку, прикрепил к ней верёвку и потянул. Какая из двух одинаковых лодок, к моменту их сближения приобретёт большую скорость? Почему?
Ответ: Пустая лодка приобретёт большую скорость, так как её масса меньше лодки с маркизом Карабасом.
Слайд 7Задача 2. Что тяжелее 1 кг железа или 1 кг
ваты?
Ответ: Одинаково.
Слайд 8Задача 3. Чем отличается чистая вода от морской воды?
Ответ:
Плотность морской воды больше.
Слайд 9Всё бы хорошо было - бы, и Василисе Иванушка по
сердцу пришёлся, свадьбу решили
сыграть самую пышную, да беда случилась.
Перед самой свадьбой решила Василиса по
саду прогуляться, да вдруг поднялся сильный вихрь, какого не видели и не слышали, и люди
старые не запомнили. Закрутило, завертело, глядь - подхватил вихорь царевну, понеслась она по воздуху. И унесло Василису через многие земли великие, реки глубокие, в тридесятое царство- государство, в царство змея - лютого.
Слайд 10И пустился в путь Иван- Царевич, за своею ненаглядной невестой.
Долго ли, коротко ехал Иван, на пути встретил избушку Бабы-Яги.
Слайд 11 Поприветствовал Иванушка старушку, а баба Яга его и спрашивает:
«Что ты пригорюнился, Иванушка?» Царевич поведал ей о своём горе.
Не печалься, попробую я тебе помочь, но и ты помоги мне сварить мою любимую картошку. Она у меня волшебная. Сварится лишь тогда, когда определят её массу, объём и плотность, а в физике я не сильна.
Слайд 12Группам даются задания: (задания дифференцируются по сложности)
1) Определить массу
с помощью весов.
2) Определить объём с помощью мензурки.
3)Определить плотность, с
помощью весов и мензурки.
Слайд 13Угощая Ивана Царевича, баба Яга сетовала: «Насолил и мне Змей
– Горыныч, давно хочу с ним поквитаться, да стара слишком
стала. Есть у меня книга, в которой написано, как от него избавиться, да прочесть не могу, зашифровано в ней всё. Прочитаешь! Узнаешь, как победить змея лютого!»
Слайд 14И дала она ему книгу.
Сел Иванушка, думу думать, разгадывать.
Задание: Вставьте буквы слов- ответов и разгадайте ребус.
I. Назовите физическую величину, основной единицей измерения которой, является килограмм.
II. Назовите прибор, служащий для измерения массы тела.
III. Что такое молекула?
Ответ: меч – сто голов с плеч.
Разгадал Иван-Царевич. А вы, ребята разгадали?
Слайд 15Разгадал Иван-Царевич. А вы, ребята разгадали?
Поведала баба-Яга Царевичу такую притчу:
« По пути в царство змея есть пещера, живёт в
ней железный паук, только у него есть такой «меч – сто голов с плеч», способный сразить то чудовище. Поблагодарил старушку Иван-Царевич и поехал дальше. Через некоторое время подъехал он к пещере. Увидел паук Царевича, закричал: «Что ты здесь делаешь, зачем мой сон нарушил». Поведал ему Иван, зачем пришёл. «Хорошо!»- отвечает паук. Выполнишь моё задание – получишь «меч – сто голов с плеч», а не ответишь, твоя голова с плеч упадёт.
Слайд 16Сидеть в пещере одному очень тоскливо, поэтому меня иногда развлекают
эльфы. Но, танцуя для меня свои танцы и исполняя весёлые
песенки, они запутались в моей паутине.
ЗАДАНИЕ: Распутай паутину. Освободи моих эльфов. (Рисунок- схема)
Распредели между эльфами слова их песен.
1) о массе,
2) об объёме
3)о плотности вещества.
Слайд 18Иванушка увидел, запутавшихся в паутине крошечных человечков, беленьких и прозрачных,
как будто они были из стекла. За плечами у них
дрожали лёгкие крылышки, а на головах блестели маленькие золотые коронки, на которых были написаны их имена: Масса, Объём и Плотность. Учащиеся выполняют работу в тетрадях. Взаимопроверка осуществляется в парах.
Иван – царевич выполнил это задание?
Слайд 19Ну что ж молодец Иван, хорошо, получишь меч. И отдал
железный паук царевичу его единственное сокровище « меч - сто
голов с плеч». Взял меч Иванушка и поехал дальше. Долго ли коротко ли, видит перед ним крутая гора, и туман над ней возвышается, логово змея - Горыныча. Крикнул Иван - царевич, выходи змеище, смерть к тебе лютая пришла.
А змей сидит, насмехается: ты ещё на гору букашечка заберись, прежде чем со мной сразится.
Слайд 20Подошёл Иванушка поближе, видит, а на горе слова высечены:
Составь ФОРМУЛЫ
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАССЫ, ОБЪЁМА И ПЛОТНОСТИ. ОКАЖЕШЬСЯ, НА ВЕРШИНЕ ГОРЫ,
А НЕТ, ТАК ВНИЗУ И ОСТАНЕШЬСЯ.
Ребята, давайте вместе с Иванушкой составим формулы.
Слайд 21Выполнив эти задания, вмиг оказался Иван на вершине, вытащил меч
и отрубил все головы разом, и очутился около замка, где
царевна находилась. А войти не может в дверь, весят на нём три многопудовых замка. Попытался сбить их Иван, но напрасно. Стоит, пригорюнился, да вдруг голос слышит: «Замки сами откроются, если решишь задачи, выбрав правильный ответ».
Слайд 22Ребята, ну-ка вместе с Иванушкой потрудитесь, помогите освободить Василису. (Учащиеся
работают в группах- каждая группа «открывает по одному замку»)
ЗАДАЧИ:
1)
Масса жидкости, заполняющей фляжку объёмом 0,01м3 равна 10 кг. Какова плотность жидкости. Что это за жидкость?
А) 1020 КГ/М3 Б) 1030 КГ/М3 В) 1000 КГ/М3
2) Пользуясь таблицей плотности, определите массу стального меча объёмом 0,015м3.
А) 117кг Б) 1,17КГ В) 11,7 кг
3) Определи объём железной палицы массой 78кг.
А) 0,01м3 Б)100м3 В)1м3
Слайд 23Решил Иванушка задачи, так же как и вы и упали
запоры, и вышла оттуда его Василиса,
посадил он её на
белого коня и отправились они домой. Тут и сказке конец. А кто слушал и физику повторял – тот молодец! Ребята, а как вы думаете, какой смысл заложен в этих словах: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок!»
Слайд 24
При подведении итогов урока анкетирование: понравился ли урок? фигура
означает,
1. не понравился! 2фигура - равнодушен! 3фигура - восторг!