Слайд 1Оптические иллюзии
8 класс
Автор работы:
Борисова Ирина Дмитриевна,
учитель физики,
БОУ г.
Омска «Средняя общеобразовательная школа № 101»
Слайд 4« Посредством глаза, а не глазом
смотреть на мир умеет разум
»
Уильям Блейк.
Свет, преломляясь в оптической системе глаза, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, дает на сетчатке действительные, уменьшенные и обратные изображения рассматриваемых предметов. Попав на окончания зрительного нерва. из которых состоит сетчатка, свет раздражает эти окончания.
По нервным волокнам эти раздражения передаются в мозг, и у человека появляется зрительное ощущение : он видит предметы.
Изображение предмета, возникающее на сетчатке глаза, является перевернутым ( И. Кеплер).
? Почему же тогда мы видим все предметы такими, как они есть?
Слайд 5ВИДЫ ИЛЛЮЗИЙ
Невозможные объекты
Зрительные искажения
Иллюзии восприятия размера
Цвет и контраст
Кажущиеся фигуры
Восприятие
глубины
Перевертыши
Двойственные образы
Распознавание образов
Фигура и фон
Движение
Слайд 6На самом деле все невозможные фигуры могут существовать в реальном
мире.
Так, все объекты, нарисованные на бумаге, являются проекциями трёхмерных
объектов, следовательно, можно создать такой трёхмерный объект, который при проецировании на плоскость будет выглядеть невозможным.
При взгляде на такой объект из определённой точки он также будет выглядеть невозможным, но при обзоре с любой другой точки эффект невозможности будет теряться.
Наиболее известные невозможные фигуры: невозможный треугольник, бесконечная лестница и невозможный трезубец.
Невозможные объекты
Слайд 7Широкую известность невозможные фигуры приобрели благодаря литографиям голландского художника М.К.
Эшера.
Направление в изобразительном искусстве, нацеленное на изображение невозможных фигур, называется
имп-арт.
куб Эшера
Слайд 8Сколько тут динозавров?
Невозможный трансформатор
Невозможное колесо
Сколько у слона ног?
Удивительные сидения
Слайд 9Иллюзия восприятия
Наш головной мозг строит искаженные образы реальности. Он способен
создавать видимость того, чего не существует в действительности и в
то же время не замечать очевидное.
Мы можем наблюдать какое-то явление, даже зная, что оно невозможно.
В психологии это называется иллюзией восприятия.
Слайд 10Выделяют два типа иллюзий - те,
которые основываются на
определенных физических условиях, и те, которые обусловлены психологически.
Примерами иллюзий первого типа могут служить миражи или искажение предметов при восприятии их в воде или через призму. Объяснение таких иллюзий лежит вне психологии. Здесь больше физика.
Иллюзии второго типа связаны с особенностями восприятия, например, геометрических фигур, когда в зрительных образах искажаются их пропорции, цвета и прочее.
Это уже больше физиология и психология.
Слайд 11Еще примеры известных всем иллюзий.
Рельсы на железной дороге параллельны
и находятся на некотором удалении друг от друга. Тем не
менее, если смотреть вдаль, мы видим, что они к горизонту якобы сходятся.
Электрические или телеграфные столбы одинаковой высоты. Но те, которые вдали, кажутся маленькими в сравнении с теми, что вблизи.
Мы вообще привыкли, что все удаляющиеся к горизонту предметы уменьшаются на сетчатке по своим линейным размерам: люди, поезда, облака, самолеты.
Слайд 12Иллюзии восприятия размера
Они связана с тем, что одинаковые длины
при горизонтальном и вертикальном положении или при наличии дополнительных элементов
кажутся разными.
А). Иллюзия Мюллера-Лайера. Какой из горизонтальных отрезков длиннее? Кажется, что верхний. На самом деле они равные.
Б). Иллюзия кинескопа. Какая из красных линий длиннее? Кажется, что правая. Нет, они одной длины.
Слайд 13Иллюзия Ника Вилльямса (Nik Williams, 1996)
На верхнем рисунке просто маска
египетской мумии (2-2,5 тыс лет до н.э.). На среднем -
та же маска, но изнутри.
На нижнем - увеличенная часть обратной стороны маски. Обратите внимание насколько трудно воспринимать это изображение как вогнутое.
Мозг бессознательно видит это лицо как нормальное.
Слайд 14В). Иллюзия Эббингауза.
Какой круг больше?
Тот, который окружен маленькими
кругами или тот, который окружен большими? Кажется, тот, что маленькими.
Нет, они одинаковые.
Слайд 15Перевертыши
Перевёртыш — вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит
характер воспринимаемого объекта. Одной из таких иллюзий является «уткозаяц»: изображение
может трактоваться и как изображение утки, и как изображение зайца.
Слайд 17 Это без сомнения лучшая иллюзия.
Попробуй обязательно:
1) Расслабься
и смотри неотрываясь 30 сек. на 4 маленькие
точки в центре.
2) Потом переведи медленно взгляд на стену ( или что-то большое и одноцветное) возле тебя.
3) Ты увидишь, как образуется светлый круг.
4) Пару раз моргни и ты увидишь, как в этом кругу образуется фигура.
5) Что или кого ты видишь?
Слайд 18
Что Вы видите: стол с вазой для фруктов, сцену на
пляже, собаку, смотрящую вправо или лицо, которое смотрит на Вас?
Творчество Сальвадора Дали как всегда уникально, но именно эта картина действительно удивительна - четыре сцены на одном рисунке!
Слайд 19Движение
Эффект усиливается при наклонах, вращениях, приближении/удалении головы
Неподвижное изображение кажется движущимся
При
рассматривании одинаковых движущихся мячей, можно увидеть, что они разного размера.
Одно
и то же анимационное изображение может изображать вращающийся объект по часовой, против часовой или попеременно (совершать колебательные движения).
Слайд 21Иллюзия резинового карандаша
Возьмите в руку карандаш (можно и авторучку) и
потрясите им с максимально возможной скоростью, как показано на рисунке.
Создается иллюзия, что карандаш изгибается, как будто он резиновый.
Слайд 22При распознавании объекта нервной системой выделяется его форма — контур,
границы контрастов. Зрительным анализатором выделяются характерные свойства контура, такие как
линии с определённой ориентацией, углы, более сложные узлы. Если же в результате маскирования пострадал важный для глаза элемент, то распознавание объекта происходит с меньшей вероятностью.
Слайд 26Оптические иллюзии имеют важное значение в изобразительном искусстве и архитектуре,
где умелое использование их расширяет возможности художника или архитектора.
Слайд 28Внимательно следуйте инструкции.
Это потрясающе!
1. Положите вашу руку на мышку.
2. Наведите
мышку на символ внизу (он без вирусов).
3. Сконцентрируйтесь на точку
в середине экрана.
.
4. Смотрите на нее не менее 30 секунд, но не более 45 секунд.
5. Теперь посмотрите на свою руку на мышке.
6. Кричать не нужно – с вашей рукой все в порядке.
Ну и на последок...